killbuddha.ru (встретишь Будду - убей Будду)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » killbuddha.ru (встретишь Будду - убей Будду) » Религии и философские учения » В.Н.Лосский "ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ"


В.Н.Лосский "ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ"

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

ДВА "МОНОТЕИЗМА"

Бог – не предмет науки, и богословие радикальным образом отличается от философского мышления: богослов не ищет Бога, как ищут какой-либо предмет, но Бог Сам овладевает богословом, как может овладевать нами чья-то личность. И именно потому, что Бог первый нашел его, именно потому, что Бог, так сказать, вышел ему навстречу в Своем откровении, для богослова оказывается возможным искать Бога, как ищем мы всем своим существом, следовательно и своим умом, чьего-либо присутствия. Бог богословия – это "Ты", это живой Бог Библии. Конечно это Абсолют, но Абсолют личностный, которому мы говорим "Ты" в молитве.

Отношение "я-ты" между верующим и личным Богом можно встретить не только в иудео-христианской традиции. Но там Бог – это Бог не Верховный и Единственный, а лишь один из многочисленных божественных персонажей политеизма. Вообще говоря, политеизм есть лишь низший аспект монотеизма. Однако Абсолют, в котором "боги" растворяются, никогда не бывает личностным. "Боги" и даже "личный" Бог индуизма – это только аспекты, только проявления некоего безличного абсолюта; проявления – для не-христианского Востока – столь же условные, как и мир, которому они предстоят, призванные, как и он, исчезнуть, раствориться в чистой самоуглубленности, в полной самотождественности. Тождественность же эта не знает "другого" и поглощает всякое личное отношение.

Точно так же в религии Древней Греции боги должны были подчиняться анонимной, над всем господствующей "Необходимости". Философы полагали над этими богами не Лицо, а некий высший мир стабильности и света, сферу красоты безличностного бытия. Так это у Платона, стоиков и даже у Аристотеля. А "неоплатонизм" приходит к "мистике погружений", отчасти напоминающей учения Индии.

Следует несколько задержаться на Плотине, чья мысль является, пожалуй, вершиной, достигнутой небиблейским античным миром. Мысль эту позднее усвоят и используют многие святые отцы, придав ей истинную завершенность.

Для Плотина первая ступень познания осуществляется в мировой душе, объемлющей все многообразное единство вселенной; боги же суть не что иное, как многообразные ее проявления.

Выше, в человеке, как средоточии мира – его ум ("нус") как следующая ступень единства. Уровень "нус" есть также и уровень бытия, или, точнее: "нус" и "бытие", мысль и ее объект тождественны: объект существует потому, что он мыслится, мысль существует потому, что объект, в конечном счете, сводится к интеллектуальной сущности. Однако эта тождественность не абсолютна, поскольку выражается как некая обоюдность, в которой продолжает существовать сфера "другого". Следовательно, чтобы во всей полноте познать "Единое", надо подняться над уровнем нус.

Когда преодолеваешь грань мысли и мыслимой реальности, эту последнюю диаду бытия и интеллекта, – вступаешь в сферу не-интеллектуального и не-бытийного (отрицание указывает здесь на плюс, на трансцендентность). Но тогда неминуемо наступает молчание: нельзя дать имя неизреченному, ибо оно ничему но противопоставляется, ничем не ограничивается. Единственный способ достигнуть его – это его не знать; незнание, как прорыв в запредельность, есть экстаз. Философия достигает своего высшего предела и умерщвляет себя на пороге непознаваемого. "Единое" можно познавать только до и после экстаза, а это значит – его не познавать, поскольку это не экстаз. Во время же экстаза нет "другого", а значит нет и познания. Порфирий говорит, что в течение своей жизни Плотин находился в экстазе четыре раза. Но такое познание Божественной природы одновременно и совершается, и себя же в этом безличностном не-познании уничтожает.

В отличие от большинства религий и метафизических систем, где отношение "я-ты" при приближении к сфере собственно божественной исчезает. Библия утверждает непреложную изначальность Бога одновременно абсолютного и личного. Но здесь, при сравнении с полнотой христианского откровения мы видим другое ограничение: Бог евреев скрывает глубины Своей природы; Он проявляет Себя только Своей властью, и само имя Его непроизносимо. Он окружает Себя неприступным светом, и человек не может увидеть Его и остаться живым. Ни подлинная взаимность, ни встреча лицом к лицу этой страшной Божественной монады и смиренной твари невозможны. Глаголы – только от Бога, от человека – только мрак послушания и веры. Собственно "богословие", как понимают его отцы, для Израиля остается закрытым.

Итак, мы видим, что вне христианского учения противостоят друг другу:

    у иудеев (и позднее в исламе, который авраамичен) – монотеизм, утверждающий Бога как Личность, но не знающий Его природы: это – живой Бог, но не Жизнь Божественная;

    в мире античном (и доныне в традициях, чуждых традиции семитской) – монотеизм метафизический, предчувствующий природу Абсолюта, но не способный подойти к ней иначе, как путем растворения в Его личности.

С одной стороны – мистика погружения, где познание Бога оказывается невозможным, потому что сама Его личность растворяется в неизреченном; с другой – личное послушание личному Богу, но без видения Божественной природы, познание которой запрещено Божественным Лицом, как бы Самим в Себе сокрытом.

С одной стороны – природа, поглощающая Лицо, с другой – Божественное Лицо, сокрывающее природу. Так вне христианского учения противостоят познание невозможное (поскольку оно отрицает и познаваемого и познающего) и познание запрещенное (поскольку нет общей меры, нет ничего посредствующего между Творцом и творением).

Христианство освобождает человека от этих двух ограничений, открывая одновременно во всей полноте личного Бога и Его природу. Тем самым оно завершает лучшее Израиля и лучшее других религий или метафизических систем, и не в каком-то синкретизме, но во Христе и через Христа; действительно, в Нем человечество соединено с Божеством, и Божественная природа сообщается природе человеческой, чтобы ее обóжить. Это – ответ Израилю. Но Сын единосущен Отцу и Духу, и это – ответ безличностным метафизическим учениям. Божественная природа не "вне" Личности, напротив: полнота этой природы – в общении Божественных Лиц, и сообщается она человеку через личное приобщение.

Но понять эти ответы не легко, и это завершение во Христе есть также и "соблазн" и "безумие".

"Для иудеев соблазн": как единый, трансцендентный Бог, не имеющий общей меры с человеком, может иметь Сына, Который Сам есть Бог и, однако, в то же время человек, уничиженный и распятый?

"Для эллинов безумие": как может безличный Абсолют воплотиться в личности? Как может неподвижная вечность войти в сферу времени? Как может Бог стать именно тем, что необходимо преодолеть, чтобы в Нем раствориться?

Так христианство оказывается одновременно и завершением и соблазном; но, каковы бы ни были позиции не принимающих Христа "эллинов" и "иудеев", в Церкви, то есть в Теле Того Слова, что все – возглавляет, воздвигает, очищает и ставит на присущее ей место всякую истину, не должно быть никакого различия между эллинами и иудеями.

Здесь возникают две опасности: первая – когда богослов является "эллином" в Церкви, когда он настолько подчиняется модусу своего мышления, что "интеллектуализирует" откровение, утрачивая библейское чувство конкретного и тот "экзистенциальный" характер встречи с Богом, которым определяется очевидный антропоморфизм Израиля. Этой опасности, существовавшей с эпохи схоластики вплоть до ученых XIX столетия, в нашу эпоху соответствует опасность противоположная: опасность некоего искусственно построенного "библеизма", который пытается противопоставить традицию Израиля "философии греков" и преобразовать их теорию в чисто семитских категориях.

Однако богословие должно выражать себя на языке вселенском. Не случайно же Бог поместил отцов Церкви в греческую среду: требование философской ясности в сочетании с требовании глубины гносиса побудило их очистить и освятить язык философов и мистиков, Дабы сообщить христианскому благовестию – вмещающему, но и превосходящему Израиль – все его вселенское значение.

http://psylib.org.ua/books/lossv02/index.htm

2

Любая форма конечна. Иначе это не форма. И за границами формы всегда остается нечто. Любые умопостроения, откровения, поступки (это примерно те три направления, которые избирают люди в своем стремлении выйти за собственные границы - пути Ума, Чувства и Дела), выбираемые людьми в зависимости от своей ментальной склонности - так вот, любые умопостроения, откровения, поступки - либо имеют конечную форму и не дают исчерпывающего ответа, ибо ЗА НИМИ остается еще нечто и это нечто - несравнимо велико с любой какой угодно большой, но конечной формой умопостроения, откровения или поступка, либо же эти пути выводят человека к невыразимому, преобразуя сущность Просветленного, так что его картина мира бесповоротно изменяется, и в ней человеческое восприятие - всего лишь одно из бесконечного множества.

С этой картиной Просветленный может "понимать" людей находящихся еще в пути, видя их картины мира - эти картины все различны, но имеют достаточно пересечений, так что создают в массе впечатление некоего "общего" и "однозначного" мира для наблюдателей, а то, что в этот мир не вписывается - благополучно игнорируется и/или отрицается - так, например, как игнорируется историческая последовательность, как общекультурная, так и личная - то есть игнорируются предшествующие "истинные" научные, религиозные и практические взгляды, которые столь же активно поддерживались в прошлом своими адептами; аналогично и человек проходит ряд шагов, на каждом из которых он имел вполне по его собственному разумению "истинные" взгляды, отрицаемые на следующих шагах (это не говоря уже о совершенно объективно наличествующих, но сильно отличных от среднего восприятия представлений - те самые "бредни сумасшедших" и прочая)

Вот почему любые учения, верования и практики - от каменного века до современности и те что еще грядут - все одинаково являются путями, и все одинаково не состоянии выразить то, к чему ведут.

3

"Верующий — религиозный человек, то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира".

"Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений".

"Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)".

"Философ - мыслитель, исследователь вопросов мировоззрения".

"Религиозная философия - общий термин для описания разнообразных, конкурирующих друг с другом, исследований, в которых любая избранная проблема разрабатывается с религиозной точки зрения".

---

От себя, и вспоминая уже давно прочтенную диссертацию Л. Гумилева "Этногенез и биосфера Земли" - (вроде так она называется, там еще раскрывается теория пассионарности).

Религиозная вера это:

1. Культурная традиция того или иного этноса. Является способом самоопределения и единения со своим этносом. Не удивительно, что религия всегда соседствовала с политикой, властью и являлась важным звеном в управлении народом. Таким образом происходило (именно) территориальное разделение/единение: один народ - одна титульная религия;

2. Семейная традиция, передаваемая от родителей к детям;

3. Психическая потребность (выше упомянутая цитата из Википедии). Воцерквление - самостоятельный выбор религиозного учения.

Учитывая выше изложенное, разумно ли вообще вмешиваться в чужую веру?

---

Есть нормальные верующие, есть фанатики (психические). Фанатизм - находит свое выражение не только в религии, но и в политике (одержимые идеями партий), в спорте (одержимые болельщики), в пр. сценических зрелищах (одержимые звездные фанаты) и т.д.

Глубоко верующий человек не будет обсуждать Бога. Для него это равнозначно - упоминанию его имени в суе. Тем более не будет Его защищать. Для него это равнозначно проявлению своего тщеславия. И уж точно не ввяжется в перебранки с  глумящимися над верой и просто далекими от нее людьми. Это равнозначно стать причиной порицания имени Бога другими людьми - грех.

Моя коллега на 3-м курсе Православного университета, могу наблюдать это на ее примере.

Философ - любящий порассуждать: о мироустроистве, о мировоззрениях и т.д. И чем больше для него "непоняток" - тем, больше у него остается поле для этих занятий, и соответственно -тем больше его интерес. Пока не начнешь обобщать и опускать разных великих учителей (и тех, кто непосредственно составлял разные "первоисточники", один за другим или один вместо другого и т.д.) - поле непаханное. С таким же успехом можно исследовать книги русских и идийских народных сказок. Разночтения - суть инакомыслия.

По теме все уже давно было сказано Еленой Петровной.

4

Чаще всего именно это и интересно - такое впечатление, словно бы Бог сам своим пешком к таким верующим намедни заходил и поручил себя защищать и всё конкретно объяснил. И это при том, что не далее как нынче же мы с ним сидели за пол-литрой и Он говорил совсем другое!

5

Savana написал(а):

Учитывая выше изложенное, разумно ли вообще вмешиваться в чужую веру?

если религию считать культурой, то да - глупое занятие. Если они сами считают, что всё у них самое правильное, то... без перебранки не обойтись.


Вы здесь » killbuddha.ru (встретишь Будду - убей Будду) » Религии и философские учения » В.Н.Лосский "ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ"