killbuddha.ru (встретишь Будду - убей Будду)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » killbuddha.ru (встретишь Будду - убей Будду) » Статьи » Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека


Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

Изучение эволюции альтруизма и кооперации – это центральная тема эволюционной этики, и это одно из тех направлений, двигаясь по которым, биология – естественная наука – в последнее время начала смело вторгаться на «запретную» территорию, где до сих пор безраздельно хозяйничали философы, теологи и гуманитарии. Неудивительно, что вокруг эволюционной этики кипят страсти. Но об этих страстях я говорить не буду, потому что они кипят за пределами науки, а нас, биологов, интересует совсем другое. Нас интересует, почему, с одной стороны, большинство живых существ ведут себя эгоистично, но, с другой стороны, немало есть и таких, кто совершает альтруистические поступки, то есть жертвует собой ради других…

С одной стороны, совершенно очевидно, что почти все жизненные задачи, стоящие перед организмами, в принципе гораздо легче решать совместными усилиями, чем в одиночку. Кооперация, то есть совместное решение проблем, обычно подразумевающее некоторую долю альтруизма со стороны кооператоров, могла бы стать для огромного множества организмов идеальным решением большинства проблем. Почему же тогда биосфера так не похожа на рай земной, почему она не превратилась в царство всеобщей любви, дружбы и взаимопомощи? Это первый вопрос.

Второй вопрос противоположен первому. Как вообще могут в ходе эволюции возникнуть кооперация и альтруизм, если движущей силой эволюции является эгоистический в своей основе механизм естественного отбора? Примитивное, упрощенное понимание механизмов эволюции неоднократно подталкивало разных людей к абсолютно неверному выводу о том, что сама идея альтруизма несовместима с эволюцией. Этому способствовали такие, на мой взгляд, не очень удачные метафоры, как «борьба за существование» и особенно «выживание сильнейших». Если всегда выживает сильнейший, о каком альтруизме может идти речь? Кто кого первым съест, тот и оставит потомство, а добреньких альтруистов съедят первыми.

Но это, как я уже сказал, крайне примитивное и неправильное понимание эволюции. В чем здесь ошибка? Ошибка здесь в смешении уровней, на которых мы рассматриваем эволюцию. Ее можно рассматривать на уровне генов, особей, групп, популяций, видов, может быть, даже экосистем. Но результаты эволюции фиксируются (запоминаются) только на уровне генов. Поэтому первичным, основным уровнем, с которого мы должны начинать рассмотрение, является генетический уровень. На уровне генов в основе эволюции лежит конкуренция разных вариантов, или аллелей, одного и того же гена за доминирование в генофонде популяции. И вот на этом уровне никакого альтруизма нет и в принципе быть не может. Ген всегда эгоистичен. Если появится «добрый» аллель, который в ущерб себе позволит размножаться другому аллелю, то этот альтруистический аллель неизбежно будет вытеснен из генофонда и просто исчезнет.
Но если мы переведем взгляд с уровня конкурирующих аллелей на уровень конкурирующих особей, то картина будет уже другой. Потому что интересы гена не всегда совпадают с интересами организма. Как они могут не совпадать? Дело в том, что у них не совпадают сами физические рамки, в которых они существуют. Ген, или, точнее, аллель – это не единичный объект, он присутствует в генофонде в виде множества копий. А организм – это единичный объект, и он несет в себе обычно только одну или две из этих копий. Во многих ситуациях эгоистичному гену выгодно пожертвовать одной-двумя своими копиями для того, чтобы обеспечить преимущество остальным своим копиям, которые заключены в других организмах…

Одно из перспективных направлений современной микробиологии — это экспериментальное изучение эволюции бактерий, эволюция в пробирке.
В жидкой питательной среде бактерии развиваются сначала как одиночные, подвижные клетки, и постепенно занимают всю толщу бульона. Когда в среде становится мало кислорода, получают преимущество бактерии-мутанты, образующие пленку на поверхности среды.
Эти мутанты выделяют вещества, способствующие склеиванию клеток. Такие бактерии после деления не могут «отклеиться» друг от друга. Фокус тут в том, что одиночные клетки плавают в толще бульона, а склеившиеся всплывают на поверхность, где кислорода гораздо больше. Производство клея — дело дорогостоящее, однако общая награда (кислород) с лихвой покрывает расходы.
Возникновение таких колоний — само по себе большое эволюционное достижение. Но до настоящей социальности, тем более до настоящего многоклеточного организма тут еще очень далеко. Такие колонии недолговечны, потому что они совершенно беззащитны перед микробами-«обманщиками», которые начинают паразитировать на этой колонии. Проблема тут в том, что естественный отбор в такой колонии по-прежнему действует на индивидуальном, а не на групповом уровне. И отбор благоприятствует клеткам-«обманщикам», то есть мутантам, которые перестают производить клей, однако продолжают пользоваться преимуществами жизни в группе. В этой системе нет никаких механизмов, которые препятствовали бы такому жульничеству. Безнаказанность способствует быстрому размножению обманщиков, что приводит к разрушению колонии. Дальнейшая эволюция альтруизма и кооперации в такой системе оказывается невозможна из-за обманщиков (см.:Микробиологи утверждают: многоклеточность — сплошное жульничество).
Этот пример наглядно показывает, в чем состоит главное препятствие на пути эволюции кооперации и альтруизма. Это общее правило: как только начинает зарождаться кооперация, тут же появляются всевозможные обманщики, нахлебники и паразиты, которые во многих случаях просто лишают кооперацию всякого смысла, система разрушается, и происходит возврат к изолированному существованию особей.

Чтобы социальная система смогла развиться дальше самых первых начальных шагов, главное что ей необходимо – это выработать механизм борьбы с обманщиками. И такие механизмы у многих живых существ действительно вырабатываются. Часто это приводит к так называемой «эволюционной гонке вооружений»: обманщики совершенствуют способы обмана, а кооператоры совершенствуют способы выявления обманщиков, борьбы с ними, или пытаются не допустить самого появления обманщиков…

Создается впечатление, что эволюция неоднократно «пыталась» создать из социальных бактерий или простейших многоклеточный организм — но дело почему-то не пошло дальше плазмодиев и довольно просто устроенных плодовых тел. Все по-настоящему сложные многоклеточные организмы формируются иным путем — не из множества индивидуальных клеток с немного различающимися геномами, а из потомков одной-единственной клетки (что гарантирует генетическую идентичность всех клеток организма).
Одна из причин «эволюционной бесперспективности» многоклеточных организмов, образующихся из скоплений одноклеточных индивидуумов, состоит в том, что такие организмы создают идеальные условия для развития социального паразитизма и нахлебничества. Любая мутация, позволяющая одноклеточному индивиду пользоваться преимуществами жизни в многоклеточном «коллективе» и ничего не давать взамен, имеет шанс распространиться, невзирая на ее гибельность для популяции...

После всего сказанного, я думаю, уже понятно, что появление многоклеточных организмов было крупнейшим триумфом эволюции альтруизма. Ведь в многоклеточном организме большинство клеток – это клетки-альтруисты, которые отказались от собственного размножения ради общего блага...

Обманщики мешают развитию кооперативных систем, потому что альтруисты, вместо того, чтобы развивать кооперацию, вынуждены ввязываться в бесконечную эволюционную гонку вооружений с обманщиками. Конечно, выражения типа «мешают» и «вынуждены ввязываться» – это метафорический язык, но всем, я надеюсь, понятно, что то же самое можно выразить корректными научными формулировками, просто это будет чуть дольше и скучнее…

Из всего сказанного видно, что если бы не проблема обманщиков, порождаемая отсутствием у эволюции дара предвидения и заботы о «благе вида» (а не гена), наша планета, вероятно, была бы царством всеобщей любви и дружбы. Но эволюция слепа, и поэтому кооперация развивается только там, где то или иное стечение специфических обстоятельств помогает обуздать обманщиков или предотвратить их появление.

Существует не так уж много удачных «инженерных решений», позволяющих справиться с проблемой обманщиков. На каждое из этих решений эволюция неоднократно «натыкалась» в своих блужданиях по пространству возможного…

Прежде, чем применять к человеку какие-то модели, разработанные в рамках эволюционной этики – а эволюция альтруизма представляет собой центральную тему эволюционной этики – мы должны убедиться, что человеческая нравственность имеет хотя бы отчасти наследственную, генетическую природу, что она подвержены наследственной изменчивости, и поэтому на нее может действовать отбор.
На пчелах, бактериях и других общественных организмах, не способных к культурной эволюции, изучать становление альтруизма проще, поскольку сразу можно уверенно предполагать, что разгадка кроется в генах, определяющих поведение, а не в воспитании, культуре, традициях и т. д. С приматами, особенно с человеком, сложнее: здесь помимо обычной биологической эволюции, основанной на отборе генов, необходимо учитывать еще и социальную и культурную эволюцию, основанную на отборе идей, или мемов (в данном случае речь идет о таких мемах, как морально-нравственные нормы, правила поведения в обществе и т. п.)…

Ясно, что способность к альтруистическому поведению в основе своей «заложена» в наших генах — ведь кооперация была необходима нашим предкам задолго до того, как они овладели речью и тем самым создали «питательную среду» для распространения и эволюции мемов. Ясно, что практически любой здоровый человек при соответствующем воспитании способен научиться вести себя более или менее «кооперативно» и «альтруистично». Значит, некий генетический «базис» альтруизма есть у всех нас — соответствующие гены прочно зафиксировались в человеческой популяции. Однако до сих пор имеется очень мало экспериментальных данных, на основании которых можно судить о том, в какой фазе находится эволюция альтруизма в современном человечестве: то ли «генетический» этап давно закончился, и сегодня актуальными являются только социально-культурные аспекты этой эволюции, то ли эволюция альтруизма продолжается и на уровне генов.
В первом случае следует ожидать, что наследственная изменчивость людей по признакам, связанным с альтруизмом, очень мала или вовсе отсутствует, а столь очевидные всем нам различия по уровню доброты и порядочности объясняются исключительно воспитанием, условиями жизни и разными случайными обстоятельствами.
Во втором случае мы должны ожидать, что эти различия отчасти объясняются также и генами. «Отчасти» — потому что роль внешних факторов в становлении человеческой личности слишком очевидна, чтобы кому-то пришло в голову ее отрицать. Вопрос ставится следующим образом: оказывают ли индивидуальные генетические различия хоть какое-то влияние на наблюдаемую вариабельность людей по степени кооперативности, альтруизма и взаимного доверия…

В поисках ответа на этот вопрос используется, в частности, близнецовый анализ. При помощи специальных тестов определяют степень альтруизма (или, например, таких качеств, как доверчивость и благодарность) у множества пар однояйцовых и разнояйцовых близнецов, а потом сравнивают сходство результатов у разных пар. Если однояйцовые близнецы больше похожи друг на друга по своей доброте, чем разнояйцовые, это веский довод в пользу генетической природы данного признака.
Такие исследования показали, что склонность к добрым поступкам, доверчивости и благодарности имеет в значительной мере генетическую природу и подвержена наследственной изменчивости у современных людей. Наблюдаемые у людей различия по степени доверчивости и благодарности как минимум на 10–20% предопределены генетически (см.: Доверчивость и благодарность — наследственные признаки).
Это очень серьезный вывод, имеющий далеко идущие последствия. Он означает, что биологическая эволюция альтруизма в человечестве еще не закончена. В популяции сохранился полиморфизм по генам, определяющим большую или меньшую склонность к кооперативному поведению и взаимному доверию. По-видимому, в разных природных, социальных и экономических условиях естественный отбор благоприятствует то доверчивым кооператорам, то недоверчивым эгоистам, и переменчивость этих условий способствует сохранению разнообразия. Есть и другой вариант объяснения, основанный не на переменчивости условий, а на частотно-зависимом «балансирующем» отборе. Чем больше кругом доверчивых альтруистов, тем выгоднее паразитировать на чужой доброте; но если паразитов становится много, их стратегия оказывается уже не столь выгодной, да и общество начинает воспринимать их как реальную угрозу и вырабатывает меры для обуздания эгоизма…

По-настоящему бескорыстная забота о неродственниках в природе встречается редко. Возможно, человек — чуть ли не единственный вид животных, у которого такое поведение получило заметное развитие. Впрочем, и люди гораздо охотнее помогают «своим», чем «чужим», хотя понятие «свой» для нас не всегда совпадает с понятием «родственник».
Недавно была предложена интересная теория, согласно которой альтруизм у людей развился под влиянием частых межгрупповых конфликтов (Choi J. K., Bowles S. The coevolution of parochial altruism and war // Science. 2007. V. 318. P. 636–640). Согласно этой теории, альтруизм у наших предков был направлен в основном на членов «своей» группы. При помощи математических моделей было показано, что альтруизм мог развиваться только в комплексе с так называемым парохиализмом — враждебностью к чужакам. В условиях постоянных войн с соседями сочетание внутригруппового альтруизма с парохиализмом обеспечивает наибольшие шансы на успешное размножение индивидуума. Получается, что такие, казалось бы, противоположные свойства человека, как доброта и воинственность, развивались в едином комплексе. Ни та, ни другая из этих черт по отдельности не приносили бы пользы своим обладателям.

Для проверки этой теории нужны факты, которые можно получить, в частности, при помощи психологических экспериментов. Как ни странно, мы до сих пор очень мало знаем о том, как происходит становление альтруизма и парохиализма в ходе развития детей. Недавно этот пробел начал восполняться благодаря специальным экспериментальным исследованиям.
Выяснилось, что большинство трех- и четырехлетних детей ведут себя как абсолютные эгоисты. Принимая решения, маленький ребенок обращает внимание только на свою собственную выгоду; судьба других детей ему совершенно безразлична. В возрасте 5–6 лет ситуация начинает меняться, а в 7–8 лет уже четко выражена готовность помочь ближнему (например, поделиться конфетой). Однако, как показали специальные тесты, это поведение основано не на бескорыстном желании помочь, а на стремлении к равенству и справедливости: дети склонны отвергать нечестные, неравные варианты раздела конфет как в свою, так и в чужую пользу.
Среди детей есть около 5% добряков, беззаветных альтруистов, которые всегда заботятся о других, и доля таких детей не меняется с возрастом. Есть «вредины», которые пытаются все отобрать у других и никому ничего не дают. Их число снижается с возрастом. И есть «любители справедливости», которые стараются все поделить поровну, и доля таких детей стремительно растет с возрастом.
Эти результаты заставляют задуматься. Какую роль играют в нашем обществе 5% добряков, не они ли дают нам моральные ориентиры, не на них ли держится мир? А если так, почему их всего 5%? Может быть, потому, что излишнее размножение беззаветных альтруистов создает слишком благоприятную среду для эгоистов, которые будут паразитировать на чужой доброте. С этих позиций становится понятной и ключевая роль «любителей справедливости»: они сдерживают развитие паразитизма (см.: Альтруизм у детей связан со стремлением к равенству).

Не исключено, что эволюционная история этих свойств психики в общих чертах повторяется в ходе развития детей. Оказалось, что альтруизм и парохиализм развиваются у детей более или менее одновременно, в возрасте 5-7 лет. Причем оба свойства сильнее выражены у мальчиков, чем у девочек. Это легко объяснить с эволюционной точки зрения. Главными участниками межгрупповых конфликтов и войн всегда были мужчины. В условиях первобытной жизни мужчины-воины были лично заинтересованы в том, чтобы не только они сами, но и другие мужчины племени находились в хорошей физической форме: не было смысла «блюсти справедливость» за их счет. Что же касается женщин, то в случае поражения группы в межгрупповом конфликте их шансы на успешное размножение снижались не так сильно, как у мужчин. Для женщин последствия такого поражения могли ограничиться лишь сменой полового партнера, тогда как мужчины могли погибнуть или остаться без жен. В случае победы женщины тоже выигрывали явно меньше, чем мужчины, которые могли, к примеру, захватить пленниц.
Разумеется, эти свойства детской психики зависят не только от генов, но и от воспитания, то есть являются продуктом не только биологической, но и культурной эволюции. Но это не делает полученные результаты менее интересными. В конце концов, законы и движущие силы биологической и культурной эволюции во многом сходны, а сами процессы могут плавно перетекать друг в друга. Например, новый поведенческий признак может поначалу передаваться из поколения в поколение посредством обучения и подражания, а затем постепенно закрепиться и в генах.

Альтруистическое поведение как средство повышения собственной репутации и социального статуса. Этот механизм поддержания альтруизма – через улучшение репутации того, кто совершает альтруистический акт – работает не только у людей, но и у многих животных. Например, у арабских серых дроздов (Turdoides squamiceps) только высокоранговые самцы имеют право кормить своих сородичей. Эти общественные птицы конкурируют за право совершить «добрый поступок» (посидеть над гнездами в роли «часового», помочь ухаживать за птенцами, накормить товарища). Альтруистические акты приобрели у них отчасти символическое значение и служат для демонстрации и поддержания собственного статуса.

Вопросы репутации чрезвычайно важны в любом человеческом коллективе. Высказывалась даже идея, что главным стимулом для развития речи у наших предков была необходимость посплетничать. Сплетни — древнейшее средство распространения компрометирующих сведений о «неблагонадежных» членах социума, что способствует сплочению коллектива и наказанию «обманщиков» (R. Dunbar)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несколько слов о том, какие этические выводы можно сделать – а какие ни в кое случае делать нельзя – из данных эволюционной этики. Если тот или иной аспект нашего поведения, эмоций и морали вытекает из эволюционных закономерностей (имеет эволюционное объяснение), это вовсе не значит, что тем самым данное поведение получило эволюционное «оправдание», что оно является хорошим и правильным. Например, враждебность к чужакам и войны с иноплеменниками были неотъемлемой частью нашей эволюционной истории – и даже необходимым условием развития основ нашей морали, склонности к кооперации и альтруизму. Но то, что исторически наш альтруизм был направлен только на «своих», а к чужакам наши предки испытывали отвращение и вражду, не означает, что это тот образец нравственности, которому мы должны подражать сегодня. Эволюционная этика объясняет, но не оправдывает наши врожденные склонности. К счастью, эволюция дала человеку еще и разум, и поэтому мы можем и должны подняться над своими биологическими корнями и пересмотреть устаревшие этические рамки, которые эволюция навязала нашим предкам. То, что целесообразно для распространения генов у охотников каменного века, не годится для мыслящего цивилизованного существа. Эволюционная этика предупреждает нас о том, что в нас сидит врожденная склонность делить людей на своих и чужих, и к чужим испытывать отвращение и неприязнь. Мы, как разумные существа, должны это понять и преодолеть.

А.В.Марков
Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека
http://www.evolbiol.ru/altruism.htm

2

ну, мы тут стараемся свои статьи постить.

Так что, с вас еще ваша статья :)

3

Ну, я все-таки приложила какие-то усилия. Попыталась вытащить самое интересное  :)

4

как-нибудь почитаем...

5

Анна, я не смог прочесть. Пожалейте нас(не забывайте - мы ведь всё уже знаем(!) и читать чью-то очередную тайную тайну очень трудно себя заставить ;) , постите по-возможности маленькие тексты и желательно сочные, с высоким удельным соотношением "количество букв/смысл". Плиз. )

6

:D И так пыталась сократить. Исходная статья была гораздо больше.
Если я правильно поняла автора, то многие наши качества и высокоморальные, в том числе, результат эволюции.
Самое интересное на мой взгляд, о чем в последнее время часто задумывалась:
"Среди детей есть около 5% добряков, беззаветных альтруистов, которые всегда заботятся о других, и доля таких детей не меняется с возрастом. Есть «вредины», которые пытаются все отобрать у других и никому ничего не дают. Их число снижается с возрастом. И есть «любители справедливости», которые стараются все поделить поровну, и доля таких детей стремительно растет с возрастом.
Эти результаты заставляют задуматься. Какую роль играют в нашем обществе 5% добряков, не они ли дают нам моральные ориентиры, не на них ли держится мир? А если так, почему их всего 5%? Может быть, потому, что излишнее размножение беззаветных альтруистов создает слишком благоприятную среду для эгоистов, которые будут паразитировать на чужой доброте. С этих позиций становится понятной и ключевая роль «любителей справедливости»: они сдерживают развитие паразитизма".

7

Поддержание стабильности - результат предопределенности развития или его "функция"?

8

Можно, наверное, рассматривать и как результат, и как функцию.

9

Анна2 написал(а):

Можно, наверное, рассматривать и как результат, и как функцию.

В этом случае, само развитие - результат предопределенности, то есть - её функция. Всё стремится к заранее определенному результату - поддержанию стабильности.

10

С одной стороны - да, но с другой - стабильность так и остается недостижимой.
Потому что стабильность - это смерть, отсутствие чего бы то ни было.

11

"Самая яркая и удивительная особенность эволюции - ее общая направленность от простого к сложному. Разумеется, это не абсолютная закономерность. Во многих эволюционных линиях время от времени происходит не усложнение, а упрощение организации; основную массу эволюционных изменений составляют малосущественные преобразования на одном и том же уровне сложности. И все же как общая тенденция усложнение организации (мы будем называть его в дальнейшем прогрессом) прослеживается очень четко."
http://www.evolbiol.ru/progress.htm

12

"300 спартанцев" - о 5% альтруистов.

13

Анна2 написал(а):

Потому что стабильность - это смерть, отсутствие чего бы то ни было.

Классическое определение этого термина такое:

Стабильность — способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии.

14

Да, некоторые системы могут находиться некоторое время в состоянии, которое кажется равновесным.

15

Анна2 написал(а):

Да, некоторые системы могут находиться некоторое время в состоянии, которое кажется равновесным.

Тогда получается, что и выше упомянутые 5% показались. Или нет?

16

Ну, спартанцы, наверное, не думали, что им что-то кажется.

17

Анна2 написал(а):

Ну, спартанцы, наверное, не думали, что им что-то кажется.

То есть, закономерности существовали не более, чем в восприятии спартанцев? На чем тогда базируются технологии использования природных ресурсов и вообще - методология? Не суть дела, подразумеваются ли закономерности материального мира, или одной большой и общей Иллюзии.
И еще, хотелось бы рассмотреть пример отдельно взятого альтруиста. А то, ведь, относительно чего решение броситься на амбразуру с гранатой - альтруистическое. Получить одну только пулю в живот, куда стрёмнее, чем быть быстро убитым, да и еще, на адской войне.

18

Savana написал(а):

То есть, закономерности существовали не более, чем в восприятии спартанцев? На чем тогда базируются технологии использования природных ресурсов и вообще - методология? Не суть дела, подразумеваются ли закономерности материального мира, или одной большой и общей Иллюзии.

Не поняла про какие закономерности Вы говорите?

Savana написал(а):

И еще, хотелось бы рассмотреть пример отдельно взятого альтруиста. А то, ведь, относительно чего решение броситься на амбразуру с гранатой - альтруистическое. Получить одну только пулю в живот, куда стрёмнее, чем быть быстро убитым, да и еще, на адской войне.

Тоже не поняла: в чем вопрос?
К тому же трудно сравнивать - что стрёмнее. Теоретически разве что.

Отредактировано Анна2 (2013-12-13 10:00:45)

19

Анна2 написал(а):

Не поняла про какие закономерности Вы говорите?

Анна2 написал(а):

Среди детей есть около 5% добряков, беззаветных альтруистов, которые всегда заботятся о других, и доля таких детей не меняется с возрастом.

На мой взгляд это утверждение - полнейшая чушь. Иначе, это следует рассматривать как закономерность (см. классическое определение этого термина).

Анна2 написал(а):

Тоже не поняла: в чем вопрос?
К тому же трудно сравнивать - что стрёмнее. Теоретически разве что.

Если трудно даже сравнивать, то какой смысл выдавать это за непреложную истину?
Для начала можно прочитать хотя бы это: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фермопильское_сражение
(Фермопильское сражение/Википедия)
И сами же историки, своими бесконечными спорами, подтвердят: перевирается даже новейшая история, не говоря уже о литературных произведениях, в которых отражаются подвиги и бравые сражения того или иного народа, аж в 480 году до н. э.. Летописец мог вообще стоять рядом, и видя 3000 воинов, по чьей-то отмашке написать - 300 (а с ними, вроде как, были еще феспийцы и фиванцы). Что никак не отрицает само геройское сражение греков. А что могли написать те, кто сам при этом не присутствовал, и говорить не приходится. С Ледовым побоищем историки до сих пор гадают, сколько же там на самом деле было левонцев: 12 тыс., или в 10 раз меньше. Пустяки. Это же не вопрос. )
Ну, а альтруистов, их в принципе не существует. У каждого поступка есть личный мотив.
Поэтому, на мой субъективный взгляд, статья - не более, чем фантазии автора, который нахватался чего-то там из более ранних источников про эволюцию бактерий, по теме альтруизма, с претензией на востребованность, как научный труд. Видимо, не напрасной, раз, с кем-то это прокатывает.

20

Поскольку я не специалист в области биологии или эволюции мне трудно оценить что чушь, а что не чушь в этой статье.
Статья является расширенной версией доклада на IV Международной конференции "Биология: от молекулы до биосферы" (15.12.2009)
Автор Алекса́ндр Влади́мирович Ма́рков  — российский биолог, палеонтолог, популяризатор науки. Лауреат (2011 год) главной в России премии в области научно-популярной литературы «Просветитель».
Savana, о фермопильском сражении я читала.
Я говорила о том, что трудно сравнивать как умирать легче.

Почему столько эмоций? У Вас сегодня плохое настроение?

Отредактировано Анна2 (2013-12-13 14:23:35)

21

Анна2 написал(а):

Я говорила о том, что трудно сравнивать как умирать легче.

А альтруиста с не альтруистом?

Анна2 написал(а):

Почему столько эмоций?

Только кажется, просто манера общения такая, заметьте, я всё-таки попыталась быть милой. Шучу.

Анна2 написал(а):

У Вас сегодня плохое настроение?

В таких случаях, у меня больше активизируется правое полушарие. Если правильно поняла про полушария. А сейчас всё хорошо, поэтому эволюция бактерий, 5% альтруистов и 300 спартанцев меня вконец запутали.)
Характер человека генетически обусловлен. Люди со здоровой психикой адекватны (центристы). Люди с ярко выраженными отклонениями в ту или иную сторону (очень добрые, очень злые, и т.д.) - уравновешивают влияние друг-друга, а преобладание той или иной стороны подавляется центристами. Эволюция - выживание (условно) здоровых особей (обеспечивает их преобладание в социуме). Это моё понимание. Марков гонит. С какой базы он вычислил эти 5%, как он их рассчитал? А вы туда еще включили 300 спартанцев, кхм.. - профессиональных воинов. И, пожалуйста, без эмоций.)

22

"Для проверки этой теории нужны факты, которые можно получить, в частности, при помощи психологических экспериментов. Как ни странно, мы до сих пор очень мало знаем о том, как происходит становление альтруизма и парохиализма в ходе развития детей. Недавно этот пробел начал восполняться благодаря специальным экспериментальным исследованиям.
Выяснилось, что большинство трех- и четырехлетних детей ведут себя как абсолютные эгоисты. Принимая решения, маленький ребенок обращает внимание только на свою собственную выгоду; судьба других детей ему совершенно безразлична. В возрасте 5–6 лет ситуация начинает меняться, а в 7–8 лет уже четко выражена готовность помочь ближнему (например, поделиться конфетой). Однако, как показали специальные тесты, это поведение основано не на бескорыстном желании помочь, а на стремлении к равенству и справедливости: дети склонны отвергать нечестные, неравные варианты раздела конфет как в свою, так и в чужую пользу.
Среди детей есть около 5% добряков, беззаветных альтруистов, которые всегда заботятся о других, и доля таких детей не меняется с возрастом. Есть «вредины», которые пытаются все отобрать у других и никому ничего не дают. Их число снижается с возрастом. И есть «любители справедливости», которые стараются все поделить поровну, и доля таких детей стремительно растет с возрастом"

При желании можно, наверное, выяснить какие именно были тесты.
Но Вам же неинтересно выянить. Вы уже вынесли свой вердикт "Марков гонит".
Потому что его выводы не совпадают с Вашим мнением. Не так ли?

Спартанцы были профессиональными воинами.
Они знали, что идут на смерть.
У них были семьи и дети.
Когда была возможность отступить, они не отступили.
Потому что им нужно было поднять греков на защиту.
Мне кажется, их поступок можно назвать альтруистическим.

23

Анна2 написал(а):

При желании можно, наверное, выяснить какие именно были тесты.

Чья статья? Кто разместил?) Со своей стороны, тоже стараюсь отстаивать и аргументировать материал, который предлагаю на обсуждение. Ну, или хотя бы тогда надо дополнять ремаркой, типа: "Нифига не доказано, но любопытно" или "нифига не доказано, и поэтому любопытно".

Анна2 написал(а):

При желании можно, наверное, выяснить какие именно были тесты.
Но Вам же неинтересно выянить. Вы уже вынесли свой вердикт "Марков гонит".
Потому что его выводы не совпадают с Вашим мнением. Не так ли?

Не будь своего мнения, уже вступила бы в какую-нибудь секту. С устойчивыми аргументами, почему бы не согласиться. Иначе получается, типа: "можно постараться придумать что-нибудь самим".

Анна2 написал(а):

Спартанцы были профессиональными воинами.
Они знали, что идут на смерть.
У них были семьи и дети.
Когда была возможность отступить, они не отступили.

Вывод: они защищали семьи и выполняли свой воинский долг. Зачем потом прославленному воину жизнь, если он с поля боя сбежал? Туда же не барышней набирали, а по всей вероятности: сильных, отважных, характерных.

P.S.: Не для того чтобы самоутвердиться, просто в перерывах поболтать, сегодня в офисе была скука, монотонная работа...

24

Анна2 написал(а):

При желании можно, наверное, выяснить какие именно были тесты.

Savana написал(а):

Чья статья? Кто разместил?) Со своей стороны, тоже стараюсь как-то отстаивать и аргументировать материал, который предлагаю на обсуждение. Ну, или хотя бы дополнять ремаркой, типа: "Нифига не доказано, но любопытно" или "нифига не доказано, и поэтому любопытно".

http://elementy.ru/news/430815

Анна2 написал(а):

При желании можно, наверное, выяснить какие именно были тесты.
Но Вам же неинтересно выянить. Вы уже вынесли свой вердикт "Марков гонит".
Потому что его выводы не совпадают с Вашим мнением. Не так ли?

Savana написал(а):

Не будь своего мнения, уже вступила бы в какую-нибудь секту. С устойчивыми аргументами, почему не согласиться. Иначе получается, типа: "можно постараться придумать что-нибудь самим".

Интересное у Вас отстаивание своего мнения: есть мое мнение, а те, кто в него не попал, - гонят.  :)

Анна2 написал(а):

Спартанцы были профессиональными воинами.
Они знали, что идут на смерть.
У них были семьи и дети.
Когда была возможность отступить, они не отступили.

Savana написал(а):

Вывод: они защищали семьи и выполняли свой воинский долг. Зачем потом прославленному воину жизнь, если он с поля боя сбежал? Туда же не барышней набирали, а по всей вероятности: сильных, отважных, характерных.

Интересно, все ли сильные, отважные, храбрые пойдут на верную смерть?

25

Анна2 написал(а):

Интересное у Вас отстаивание своего мнения: есть мое мнение, а те, кто в него не попал, - гонят.  :)

Прошу заметить, сей вывод последовал после:

Savana написал(а):

С устойчивыми аргументами, почему бы не согласиться.

С фраз: "европейские психологи установили, что...", "американские ученые пришли к выводу, что..." и т.д., как правило начинаются "интересные" статьи журналистов под заказ "в номер".

Анна2 написал(а):

Интересно, все ли сильные, отважные, храбрые пойдут на верную смерть?

А они - сами по себе? Взяли, что-то там по одному себе решили, и пошли умирать не за свои, а за чужие семьи? Исходя не из своего, а из чужого воинского долга? И прочих - никак не касающихся их самих аргументов?

26

Savana написал(а):

С фраз: "европейские психологи установили, что...", "американские ученые пришли к выводу, что..." и т.д., как правило начинаются "интересные" статьи журналистов под заказ "в номер".

Анна2 написал(а):
Интересно, все ли сильные, отважные, храбрые пойдут на верную смерть?

А они - сами по себе? Взяли, что-то там по одному себе решили, и пошли умирать не за свои, а за чужие семьи? Исходя не из своего, а из чужого воинского долга? И прочих - никак не касающихся их самих аргументов?

Ну, Марков - вообще-то ученый, доктор биологических наук.

А про спартанцев. Если Вам не хочется считать их альтруистами, не считайте. Дело Ваше.

27

Анна2 написал(а):

Ну, Марков - вообще-то ученый, доктор биологических наук.

Это устойчивое утверждение. Да, Марков на самом деле - ученый, доктор биологических наук.

Анна2 написал(а):

А про спартанцев. Если Вам не хочется считать их альтруистами, не считайте. Дело Ваше.

Хорошо. )

28

"Получается, что такие, казалось бы, противоположные свойства человека, как доброта и воинственность, развивались в едином комплексе: ни та, ни другая из этих черт по отдельности не приносили бы пользы своим обладателям"
http://elementy.ru/news/430815

Savana, это на Вас похоже  ;)


Вы здесь » killbuddha.ru (встретишь Будду - убей Будду) » Статьи » Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека