Кристофер Хитченс был, вероятно, одним из самых влиятельных интеллектуалов последнего десятка лет. Человек левых взглядов, троцкист, свою карьеру журналиста и писателя он посвятил борьбе с тоталитаризмом в самых разных его формах. И поэтому, когда тоталитаризм государственный, вроде бы, отступил, он начал бороться с новым, религиозным.
«Бог не любовь» — это главный труд его жизни. Он говорил: «Спор с религией — источник и основа всех споров, потому что в нем начало (но не конец) философии, науки, истории и познания человеческой природы».
Хитченс занимал в атеистическом движении весьма интересную нишу. Он не ученый, как Докинз, и не философ, как Спиноза. Его ремесло — это журналистика, его оружие — слово. И он страстно и увлеченно обрушивал его на католических священников, раввинов и имамов, на Мать Терезу и Ганди, Аль-каиду и Аятоллу Хомейни. В отличие от многих своих коллег по атеистическому цеху, он совсем не жалеет, что для религиозных мифов нет доказательств.
Религия, по мнению Хитченса — это практически абсолютная форма тоталитаризма. Желание подчиняться небесному диктатору, постоянно за всеми следящему. В мире с богом нет никакого многообразия — на вечные мучения обречены все, кто не придерживается определенных законов и не выполняет волю бога («небесная Северная Корея») .
Религиозные нормы проникают во все сферы жизни, даже порой самые неожиданные. Они касаются еды, секса, медицины.
«Послушайте современных верующих: они по-прежнему знают! Да не просто знают, а знают все. Не просто знают, что бог существует, что он создал и держит под контролем все на свете, но знают, что „он“ хочет от нас, включая наш рацион, ритуалы и взгляды на секс».
История показывает, что религия постоянно пытается решать за людей все вопросы. Она учит, что нельзя есть свинину или пользоваться презервативами (даже если альтернатива — заражение СПИДом).
Большое преимущество стиля Хитченса в том, что он не растекается по древу мыслями и не теряется в них. Он последовательно и убедительно отражает аргументы, которые его оппоненты приводят в обоснование того, что «Бог велик» (книга по-английски называется «God is not great», Бог не велик). Он участвовал в сотнях дебатов, архив которых можно найти на Youtube, а защита своей позиции в открытой дискуссии — лучший способ ее «полировки». Кстати, об этом он пишет еще в одной книге, к сожалению не переведенной на русский, «Letters to young contrarians», что-то вроде «Письма юным бунтарям».
Самое большое заблуждение, которое Хитченс пытается развенчать — это то ,что религия является основой морали. Он обращает внимание на религиозные тексты, объясняя, что весьма странно преподавать мораль, используя книги, в которых оправдывается рабство, геноцид и детоубийство. Основой же морали, считает Хитченс (вслед за философами-рационалистами), является разум, над которым религия насмехается.
Это совсем не удивительно, учитывая, что он — ее прямой конкурент в борьбе за человеческие умы. Эпиграфом к главе по-поводу сложных отношений религии и разума служит фраза Мартина Лютера: «Разум — потаскуха дьявола. Все, на что он способен — это порочить и портить то, что говорит и делает Господь». Кстати, Мартин Лютер был еще и страшным антисемитом — автором книги «О евреях и их лжи», так что сформированный школьным курсом истории (по крайней мере, у меня) портрет доброго и благостного человека, выступившего против католической церкви не совсем правдив. Как слепой проводник боится наступления утра, религия боится мышления. Но утро все равно наступает — но проводника это совсем не устраивает, и он может начать принимать меры, вроде выкалывания глаз другим. Не стоит даже начинать перечислять все случаи репрессий против еретиков, иноверцев и атеистов.
Заменяя мышление догмами религия неизбежно создает фанатиков, кровавые споры которых по поводу священных стен, территорий, гробниц и мощей сотрясают весь мир до сих пор. К этому приводит любое учение, которое отказывает людям в собственных мыслях и в ответственности. Так что достаточно глупо возражать, что «настоящие верующие так никогда бы не сделали». Самыми верующими в самолетах, врезавшихся в Нью-йоркские башни 11 сентября 2001 года, безусловно, были террористы.
Именно исходя этого Хитченс подходит к теме ужасов, которые творили неверующие люди, например, коммунисты. Ведь это еще один аргумент, приводимый против его позиции. Историческая правда такова, что коммунисты действовали на базе, подготовленной для них религиозным образованием, церковно-приходскими школами. Так что с применением этого довода стоит подождать до момента, когда произойдет хоть один геноцид в обществе, воспитанном на идеях Спинозы, Вольтера и Джефферсона. На принципах свободного выражения мнения и личной ответственности.
И наконец еще одна важная идея, которую Хитченс пытается донести: религия содержит в себе противоречие между чрезвычайным самопожертвованием и крайним нарциссизмом. «Сколько нужно плохо скрываемого тщеславия, чтобы мнить себя центром божественного плана?».
Книгу определенно нужно читать, потому что она представляет очень свежий взгляд на эти многолетние проблемы. Большинство авторов, в попытке не оскорбить чувства верующих, пытается показать, что просто им недостаточно доказательств: «Конечно, церковь делает много хорошего и где-то в глубине души я с вами». Такой извинительный тон совсем не присущ Хитченсу, и его умение, невзирая на политкорректность, называть вещи своими именами, большая редкость.
Отредактировано Так (2014-07-11 07:22:51)