Поскольку все, что я здесь увидел, это сплошная профанация учения, я призван вновь озарять тут все светочем своего знания.
Для начала следует прояснить, зачем вообще вся эта суета вокруг человеческого сознания. Все потому, что оно является клуджем -- эклектичным нагромождением механизмов, неспособных работать слаженно. В условиях тотальной субъективности восприятия (а других условий быть не может, хоть ты обпросветляйся) и конкретно реалиях сомнамбулического существования среднего человека такое положение вещей является нежелательным, поскольку приводит к страданию. И это тот предел, где всякая дополнительная интерпретация должна прекратиться: если кто-то спросит вас, зачем избавляться от страдания, просто бейте его, пока он не согласится с тем, что это здравая мысль.
Физическая боль, однако, будет лишь частью страдания. В случае несильного избиения страх и осознание своей беспомощности будут вызывать больше дискомфорта, чем собственно избиение. Именно такие дефекты и призвано искоренить учение.
По каким-то неизвестным мне причинам реструктуризация человеческого сознания вплоть до полной его единонаправленности возможна. Тут я конечно несколько экстраполирую, поскольку "опыта единонаправленности" у меня нет, но я в своем праве, когда это делаю, поскольку "опыта реструктуризации" у меня достаточно. Где-то там у этого процесса должен быть предел. Если же я ошибаюсь, и предела нет, то учение все равно оказало мне большую услугу и стоило того, чтобы ему следовать.
Теперь нужно определиться со средствами достижения цели. В бессмысленной борьбе ума против самого себя никаких инструментов быть не может. Перед тобой возникает какое-то противоречие, и ты ничего не можешь поделать, кроме как пуститься в многочисленные интерпретации, поиски решения и сожаления. Это понимает любой, кто был достаточно последователен, чтобы проверить теорию "возьми и отбрось" на практике (даже если тебе удастся преодолеть какое-то противоречие за счет тупой экзальтации, как это любят делать средние люди и их средние философы вроде Камю и прочих "нашедших выход" экзистенциалистов, долго это не продлится). И противоречие и восприятие его как нежелательного возникают as is, ты не можешь сделать здесь ничего однозначного: ни разрешить противоречие (разрешимые противоречия я не рассматриваю, поскольку такие бытовые явления не имеют отношения к делу), ни проигнорировать его, ни смириться с ним. Все, что тебе остается, это бессмысленное буйство, которое, в случае если ты будешь пытаться с ним бороться, лишь дольше продлится. Пройдет какое-то время и все повторится вновь.
Здесь мы вплотную подходим к главному вопросу учения:
Однажды монах спросил Мацзу: «Как следует пестовать Путь?». «Путь не нуждается в пестовании, — ответил Мацзу. — Если сказать, что его можно достичь через пестование, то все, что будет достигнуто через такое пестование, вновь разрушится, и ты будешь в этом случае подобен «внемлющему» (шравака). Если сказать «не следует пестовать», то тогда уподобишься обычному человеку».
Мацзу неконструктивен -- он не предлагает никакого метода.
Чтобы понять, каким должен быть метод, нужно понять, что позволило наставникам прошлого преуспеть в следовании учению. Что они делали? Выглядело это все как медитация, разгадывание коанов, повторение мантры "Наму Амида-буцу" и прочее, но по существу в начале это было лишь нагнетание обстановки. То же самое буйство, только гораздо более сильное. Они штурмовали сутры, сутками сидели в позе лотоса и делали прочие бессистемные вещи. Затем наступало "маленькое сатори" после которого они понимали, что все их усилия -- это "попытка смыть кровь кровью". Потом "маленькое сатори" проходило, и некоторые проходили весь цикл заново, а некоторые просто начинали вести размеренную жизнь, понимая, что от них вообще ничего дополнительно не требуется. И те и другие достигали успеха потому, что первые тоже со временем начинали вести размеренную жизнь за счет ритуализации этого своего цикла (ярким примером является Хакуин, например).
Существует удобный случай, существует практика.
Если даже случается, что вы сохраняете старые привычки и карму пяти ужасных грехов, то они сами становятся великим морем освобождения от уз.
Хотеть стать Буддой с помощью дзадзэн это то же самое, как если бы ты начал бежать в поезде, который везёт тебя домой, в надежде побыстрее добраться.
Здесь возникает закономерный вопрос: почему обычные люди не проходят такого же пути? Ответ на который так же закономерен: потому что они тупые. Они никогда не достигают пиковых точек в своих сомнениях, у них вообще не бывает никаких острых состояний. Не буду пытаться перещеголять Сартра в красноречии:
Это они-то профессионалы опыта? Да они всю жизнь прозябали в отупелом полусне, от нетерпения женились с бухты-барахты, наудачу мастерили детей. В кафе, на свадьбах, на похоронах встречались с другими людьми. Время от времени, попав в какой-нибудь водоворот, барахтались и отбивались, не понимая, что с ними происходит. Все, что совершалось вокруг, начиналось и кончалось вне поля их зрения: смутные продолговатые формы, события, нагрянувшие издали, мимоходом задели их, а когда они хотели разглядеть, что же это такое, – все уже было кончено. И вот к сорока годам они нарекают опытом свои мелкие пристрастия и небольшой набор пословиц и начинают действовать, как торговые автоматы: сунешь монетку в левую щелку – вот тебе два-три примера из жизни в упаковке из серебряной фольги, сунешь монетку в правую щелку – получай ценные советы, вязнущие в зубах, как ириски.
Дело не в том, что обычный человек чего-то не делает, а в том, что он делает слишком много всего. Он просто не в состоянии все это переварить. Бесконечное количество вещей и явлений полностью подавляют его волю, и вот он несется очертя голову неизвестно куда и зачем, не в силах остановиться и подумать. Это буквально. Стоит ему только подумать о том, чтобы подумать, как тут же находится десять тысяч неотложных дел.
Здесь же нужно решить вопрос о том, почему успеха не достигают экзистенциалисты и прочие нытики. Дело в том, что вместо того, чтобы полностью воспринимать свое бедственное положение, исследовать его и, так сказать, глубже в него проникать, они устраивают шоу. Пишут книги, плачутся психотерапевтам. Они топчутся на одном и том же месте, пока не падают обессиленные в удушающие объятия социума или просто не заканчивают жизнь самоубийством.
Среди самоубийц конечно есть и те, кто мог бы преуспеть в следовании учению, если бы знал о нем и нашел в себе силы его проверить. Но поскольку
Многие путают своего рода опьянение с верой. Существует одно опьянение, схожее с благоговением, но оно просто заблуждение. Вера наоборот означает полное протрезвление от какого-либо опьянения.
Будь внимателен, а то ты перепутаешь один вид опьянения, в котором ты чувствуешь себя счастливо и блаженно, с верующим умом. Ты хорошо чувствуешь себя во время дзадзэн? Не смей думать, что это "хорошее чувство" во время дзадзэн и есть самадхи! Эта та же иллюзия, которая у тебя есть, когда ты чувствуешь себя как-то блаженно и счастливо. Истинное учение Будды начинается там, где ты проснёшься от этого опьянения. Но для "духовных лиц" это опьянение представляет собой важный источник денег. Поэтому никому из них не придёт в голову сказать то, что сейчас говорю я.
То, что ты считаешь "величием" – это вид опьянения. Учением Будды, которое я здесь проповедую, я хочу помочь тебе проснуться от этого опьянения. Поэтому неудивительно, что я не кажусь тебе "величественным".
усвоив учение, ты ничего не приобретаешь, а только начинаешь жить абсолютно нормальной жизнью, то есть никакого вечного блаженства и сверхспособностей, самоубийство является достойной рассмотрения альтернативой учению, ибо это куда более быстрый метод. Впрочем, опять же
Мы говорим о наших страданиях и печалях, но из чего они состоят на самом деле? Разве это не так, как с тем, кто поймал собственный пук в кулак, понюхал его и кричит: "Фу, как это воняет!". Чем лучше идут твои дела, тем больше ты возишься со своими пуками. Такого мы должны сначала познакомить с настоящими проблемами. Вешаться из-за душевных мук или топиться – эй, дебил, просыпайся к реальности!
Таким образом единственным действенным методом является изучение механизма действия своего ума в самом широком смысле слова, то есть попросту рефлексия. Именно рефлексия позволит тебе ассимилировать тот опыт, что у тебя есть, и сделать выводы. Именно рефлексия в дальнейшем позволит тебе манипулировать своими душевными состояниями. И именно рефлексия позволит тебе жить размеренной жизнью в мире без смысла, поскольку это отсутствие смысла ты усвоишь вполне и не будешь его страшиться. Что и приведет когда-нибудь к просветлению (если не подохнешь раньше под колесами автобуса), поскольку просветленность характеризуется умением жить без смысла, доведенным до совершенства. Только железных детей можно оставить без присмотра.
Не способные обрести это, не умеющие всматриваться в самих себя и глубоко исследовать, чтобы понять самих себя, вы только и можете, что ходить к невежественным и бестолковым «почтенным наставникам» и заучивать их слова. Какое отношение имеет это к подлинному знанию?
<...> Хорошенько поразмыслите над их словами, а потом ещё и ещё раз: и тогда, спустя долгое-долгое время, вы естественным образом обретёте путь к пониманию.
Если вы только начинаете учиться, соберите все свои силы воедино и не тратьте время на бесполезное заучивание чужих слов. Ручеек истины лучше моря лжи. Помните об этом и не обманывайте самих себя.
Отредактировано flicky frans (2014-10-20 20:40:28)