Кое-что о развитии психики.
В большой психиатрии есть две больших болезни — шизофрения и маниакально-депрессивное расстройство. А вот область малой психиатрии сильно запутана, и хотя слова «психопат» и «социопат» (а также «пограничник» для тех, кто варится в околопсихологических кругах) на слуху, что они означают не совсем понятно.
У будущих психологов и психиатров есть та же проблема, потому что диагнозов в малой психиатрии много, они такие разные и кажется, что в ней невозможно разобраться, можно только зазубрить. Однако есть психологическая теория, которая охватывает все расстройства и позволяет их выстроить в понятную систему. Кроме того, она помогает неспециалисту понять, кто такие социопаты, психопаты и какие проблемы у пограничников (я бы мог сразу про них написать, но мне кажется, что без контраста предыдущих и последующих уровней не так понятно, интересно и удивительно).
Теория эта называется теорией аффективной регуляции. В ней описаны 4 уровня, которые соответствуют определённым возрастам детей при нормальном развитии. Психиатрические проблемы детей можно привязать к каждому из этих уровней, считая, что аффективная регуляция ребенка перестала развиваться в определенном возрасте, хотя понятно, что для каждого синдрома и для каждого конкретного случая характерны не все признаки определенного уровня.
Первый уровень, уровень полевой реактивности.
В норме наблюдается у детей до 8 месяцев. Это уровень восприятия среды без обнаружения предметов, дети способны только определить хорошо им или плохо, поэтому в названии реакция на поле. У них нет объектного мышления, не развито его различение, они видят не картину, монитор и кубики, а цветовые пятна. Слышат не слова, а водопад звуков. И движутся от неприятных вещей к приятным. Вообще все ощущения для них — это поток, разделять они его не умеют (как, например, мы можем в метро игнорировать шум, чтобы услышать музыку в наушниках). Поэтому они более чувствительны к тому, какие ощущения испытывают и по поведению хорошо видно, когда им дискомфортно.
Поскольку нет объектности, отсутствуют и указующие жесты, родные и близкие могут понять что им нравится только по характерным для них признакам: направлению движения, взгляда, по тому, что ребенок ходит вокруг определенного предмета. Често нет или сильно нарушены хватательные движения, познавательная функция. Отсутствуют дифференцированные эмоции.
Эти дети удовлетворяются простыми ощущениями, могут развлекаться, качаясь, разглядывая одно и то же, поворачивая голову так и эдак. В телевизоре их привлекает реклама, а вот обычные программы — нет, потому что в рекламе есть частая смена красок. Часто занимаются онанизмом, потому что это доступное приятное ощущение.
Очень привязаны к родителям, особенно к мамам, но другой человек для них слишком интенсивен, это слишком много ощущений сразу. Поэтому они отбегают от незнакомых людей, им нужно долго привыкать. Не переносят зрительного контакта. У людей вызывают жалость, грусть, не вызывают сильных негативных реакций. Могут выполнять простые инструкции, которые им неоднократно повторялись (верх умения — снять штаны, чтобы пописать). Бывают случаи, когда в волевом поле взрослого могут делать более сложные движения — например, завязывать шнурки, однако если его нет, этого не делает.
Вообще некоторые аутисты из фильмов по поведению могут быть отнесены к этой стадии (гениальные к ним не относятся, они со второй).
Диагнозы — аутизм, олигофрения.
Второй уровень, уровень аффективных стереотипов
В норме у детей от 8 месяцев до 3 лет. Среда уже воспринимается дифференцировано, у ребенка есть развивается объектное мышление, появляются новые способы дифференциации, не только хорошо/плохо как на первом уровне. Развивается ассоциативное мышление, логического и абстрактного пока еще нет.
Поскольку развивается объектность, объектное поведение взрослым кажется странным, между тем оно логично: дети фиксируются на конретных объектах и не пока не имеют возможности торможения желания. Это проявляется в том, что они активно просять дать им то, что хотят, отсутствует возможность ждать и откладывать. Происходит фиксация на определенной еде (не едят ничего кроме, например, сосисок), одежде, цвете, обстановке.
Напряжение потребностей, которые как раз только дифференцировались, переносится очень плохо, поэтому если потребность неудовлетворяется, ребенок сразу плачет, потом начинается истерика. В норме она длится до 30 минут, более длительные указывают на возможные неврологические проблемы.
Появлется много страхов, формирующихся как фобии (поскольку способ мышления ассоциативный), вообще наблюдается недостаток психологических ресурсов и общая неспособность к адаптации, поэтому любые изменения вызывают сильную реакцию.
Посторонние люди по прежнему опасны, развивается очень сильная нетерпимость — к роебенку нельзя обращаться прямо, нельзя смотреть в глаза. Дети этого возраста очень сильно привязаны к матри, длительная разлука вызывает регресс к предыдущей стадии.
У детей, задержавшихся на этой стадии, развитие речи нарушено, есть отдельные слова и фразы, но словарный запас ограничен, нет способности складывать слова в предложения и объясняться.
Гениальные аутисты из фильмов обычно относятся как раз к этой стадии (хотя, конечно, у них могут быт не все признаки). Дэниэл Тэммет, про которого я когда-то писал, например, при высоком интеллекте показывает характерную для этого возраста проблему сосредоточенности на объекте: если он видит предметы, ема надо их обязательно пересчитать и отключиться от этого занятия он не может.
Вообще уход за людьми, которые остались в этой стадии сложен: высокая избирательность вместе с нетерпеливостью, нетерпимостью и пугливостью сильно утомляют. Это не милые дети, которые могут смотреть в стену, им нужно обязательное удовлетворение их желания прямо сейчас. Например, вчера мама набрала ванную для ребенка, налила пену, побросала игрушек, ребенку понравилось. На следующий день он видит, что мама начала набирать ванную, начинается истерика- процесс слишком долгий. Мама успокаивает ребенка, ванная, наконец, наполнена, она бросает игрушки, наливает пену, начинается историка — игрушки положены не в том порядке, пена налита после. Целеполагание есть — ребенок хочет того же приятного ощущения, но логики нет, он ассоциативно помнит правильный порядок и изменение вызывает сильное напряжение.
Диагнозы этого уровня — умеренная или легкая умственная отсталость, олигофрения, аутизм, при сохранном интеллекте — инфантилизм и разные психопатии.
Третья стадия, уровень аффективной экспансии
В норме у детей 3-5 лет. Это знаменитый возраст «нет», когда ребенок, наконец, освоил объектное мышление и теперь задача — научиться преодолевать препятствия. Появляются зачатки истинного целеполагания, хотя оно примитивно, ребенок способен только к прямым действиям. Мироощущение и поведение сугубо эгоцентрическое, ребенок не признает границ вообще и чужих границ в частности (не понимает временнЫе ограничения, чужое нежелание и т. д.). На предыдущей стадии дети зависали на конкретных объектах — теперь зависают на препятствиях, их преодоление становится темой игр. Оценка последствий слабая или отсутствует, маленьких детей спасает их маленький размер и отсутствие сил, задержавшиеся на этой стадии рискуют травмами.
Очень важна физическая или эмоциональная борьба. Если на более ранних стадиях удовольствие приносили простые способы удовлетворения потребностей и люди воспринимались как ошеломляющие и опасные, то на этой появляются сложные интересы и люди отчетливо и относительно безопасно присутствуют в картине мира. Эмоции более дифференцированы, намного лучше выражено эмоциональное заражение. Оно же и является одним из источников удовлетворения — ребеноук или больной радуется из-за выражения чувств другим. Эгоцентризм приводит к тому, что ребенок может провоцировать на конкретные эмоции, доводить взрослых. По той же причине дети любят рассказывать о своих интересах вне интереса собеседника, т. е. речь монологична. Объектность предыдущей стадии тоже видоизменяется — дети увлекаются категориями объектов, как раз в это время появляется увлечение динозаврами, куклами, роботами, машинками, войной и т. п.
При обучении дети доводят до белого каления нежеланием выполнять инструкции, поскольку неспособны соотнести свои эгоистические желания с чужими интересами. Из-за неспособности прогнозировать доверяют любому, кто что-то пообещает. Речевое поучение бесполезно, понимают только наказание и стимуляцию.
А теперь перечитайте все эти характеристики и перенесте их на взрослого. Как раз задержка на этой стадии — истоник преступников, социопатов и агрессивных психпатов. Из-за доверчивости и оторванности от других из-за агрессивности и эгоцентризма подростки третьй стадии легко вовлекаются криминальным окружением. Эгоцентризм позволяет не испытывать сожалений, неспособность предсказывать последствия и склонность к прямым действиям приводят к глупым и жестоким преступлениям. Сохранный интеллект компенсирует эти недостатки и является характеристикой высокофункциональных психоптов и социопатов, хотя стоит признать, что их, как и гениальных аутистов, мало.
Психиатры стараются не ставить диагнозов задержки аффективного развития до подросткового возраста, особенно если интеллектульное развитие не сильно отстает от нормы или поведение не кажется из ряда вон выходящим. Поэтому такие дети в большинстве своем остаются недиагностированными. В школе они или отвергаются одноклассниками, или, если их несколько в одном классе, собираются в группу и вместе терроризируют класс.
Вообще детей с задержками в развитии надо сопровождать и поддерживать, чтобы они перешли на следующую, если же их дефициты игнорировать и насильно толкать, они или регрессируют, или застревают. Это и происходит со многими детьми с третьей стадии, потому что они кажутся нормальными — у них нет таких явных признаков как всего 100-200 слов в речи. Они эгоцентричны и неосмотрительны, ну и что такого?
Это и является большой проблемой: детей и взрослых с третьей стадии считают «нормальными» при сохранном и относительно сохранном интеллекте, хотя вообще говоря до уровня аффективной регуляции взрослого человека они не доросли (и могут быть неспособными дорасти, если у них не задержка развития, а остановка).
Психоаналитические пограничники — тоже с этого уровня (а также с 4).
Диагнозы уровня — от ЗППР до психопатий. Педагогам и психологам, которые работают с такими детьми, психодится тяжело, приходится постоянно сдерживать их агрессию, про себя эту категорию больных могут называть, например, гавнюками.
Про четвертый уровень - из другого источника
Уровень эмоционального контроля.
Обеспечивает шаг в углубление и активизации взаимодействия с окружающим миром. Конкретным приспособительным смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Надстраиваясь над низшими уровнями, он обеспечивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жизнью, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих.
Ориентировка этого уровня направлена на выделение аффективных проявлений другого человека как сигналов, наиболее значимых для адаптации к окружающему. Она осуществляется появляющейся на этом уровне непосредственной эмпатией переживания другого человека. Значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, прикосновение, жест. Характер ориентировки позволяет оценить возможные эмоциональные последствия поступка. Положительно здесь оценивается одобрение людей, отрицательно — их негативные реакции.
Только четвертый уровень, реально опирающийся в адаптации на аффективный опыт других людей, стабильно обеспечивает адекватную реакцию на их оценку, и это является основой возникновения эмоционального контроля человека над своим поведением: радость от похвалы и огорчение от неприятия. Именно здесь формируется самоощущение, окрашенное эмоциональными оценками других людей, и создаются тем самым предпосылки развития самооценки