Подкину помощь для Валенка: Просто бесконечностью можно назвать ограниченную область, но в ней можно бесконечно двигаться бесконечно от стенки к стенке. А можно еще умнее какой-то фрактал замутить - тоже бесконечный, но в ограниченном пространстве. Ну а бесконечность бесконечностей это множество тех бесконечностей.
Самодостаточность
Сообщений 121 страница 150 из 257
Поделиться1222015-05-12 23:04:51
CAB написал(а):Валенок, так как своими вопросами на размышления я тебя натолкнуть не смог(в который раз), скажу прямым текстом: "бесконечность", она не меньше чем "бесконечность + 1", понимаешь? Бесконечность бесконечностей бесконечностей = бесконечность. Бесконечность нельзя превзойти или сравнить.
Так написал(а):Разум подобен фракталу: в своей ограниченной области он может бесконечно дробиться, никогда не покидая ограниченной области. И это едва ли не чудо, если разум задумается не о собственной бесконечности, а о том, что он при всей своей бесконечности, изощрялся внутри ограниченной области.
А что ты скажешь о этой бесконечности? Или понятие бесконечность приведенное Таком -- ошибочно?
ить, поздно я написал
Поделиться1232015-05-12 23:06:23
Переставай повторять за дяденьками и включай свой головной ганглий, по-честному, качественно. Иначе бутылка жигулёвского тебе, а не просвет. Следующее воплощение уже потихоньку движется к тебе, в комплекте с кучей бессмысленных страданий, серых дней, и прочих зарядов бодрости кармы.
Это ты включай свой ганглий. В некоторых то ли восточных, то ли китайских учениях говорится "Все что воспринимается не есть ты" -- это то ли практика, то ли прямое введение в просветление... Ты держишься за свое бытие, но оно воспринимаемое. Воспринимается как нечто существующее.
Ты чувствуешь что существуешь? Если бытие -- это чувство, значит его можно отвергнуть и посмотреть, что останется.
Поделиться1242015-05-12 23:07:25
Бесконечность - бесконечна. Могут ли существовать рядом две параллельные бесконечные линии?
Поделиться1252015-05-12 23:07:58
А что ты скажешь о этой бесконечности?
Бесконечность в любом направлении, валенок, куда бы ты не устремил своё внимание. Дело не в той форме, в которой она раскрывается в каком-то конкретном случае, а в том что все формы и все случаи - внутри неё.
Поделиться1262015-05-12 23:16:25
В некоторых то ли восточных, то ли китайских учениях говорится "Все что воспринимается не есть ты" -- это то ли практика, то ли прямое введение в просветление...
Какая разница что воспринимается, речь шла о самом восприятии.
Если бытие -- это чувство, значит его можно отвергнуть и посмотреть, что останется.
А если нет?
В любом случае всегда можно задать вопрос: можно отвергнуть - кто отвергающий? Можно выйти за ощущение "я-есмь" - кто выходящий за рамки?
Тебе не интересно узнать? Или дяденька махарадж сказал, а ты повторил?
Поделиться1272015-05-12 23:17:56
Могут ли существовать рядом две параллельные бесконечные линии?
В бесконечности? почему нет - там много места.
Поделиться1282015-05-12 23:19:56
"Все что воспринимается не есть ты"
А есть говорят, что всё - ты!)))
Поделиться1292015-05-12 23:24:48
А если нет?
Я пережил на опыте отрицание бытия...
Тебе не интересно узнать? Или дяденька махарадж сказал, а ты повторил?
Я уже неоднократно повторял что выражаю свой опыт. А когда я вхожу в режим умствований и предположений, то четко осознаю это и после этого занятия отбрасываю свои предположения на задний план, или в мусорку... Опыт для меня - первостепенное значение.
Но бессмысленно с тобой разговаривать... Иди соси лапу короче.
Поделиться1302015-05-12 23:25:41
В бесконечности? почему нет - там много места.
Какое это хорошее место.
Поделиться1312015-05-12 23:29:00
CAB написал(а):А если нет?
Я пережил на опыте отрицание бытия...
CAB написал(а):Тебе не интересно узнать? Или дяденька махарадж сказал, а ты повторил?
Я уже неоднократно повторял что выражаю свой опыт. А когда я вхожу в режим умствований и предположений, то четко осознаю это и после этого занятия отбрасываю свои предположения на задний план, или в мусорку... Опыт для меня - первостепенное значение.
Но бессмысленно с тобой разговаривать... Иди соси лапу короче.
Я думаю, тут как всегда проблемы терминологии. Бытие, сознание, Я - кто его знает, что это.
Поделиться1322015-05-12 23:29:18
А есть говорят, что всё - ты!)))
Так правильно. Чтобы понять что все есть ТЫ надо сначало найти себя.
Ты подобно слоям луковицы, слой за слоем, все снимаешь и снимаешь, отрицая все тобой воспринимаемое, смотришь на тело -- я не есть тело, ибо я его наблюдаю. Смотришь на мысли -- следовательно, я не мысли, ибо я их наблюдаю.
Смотришь на чувство бытия -- я не чувство бытия.
И когда ты познаешь себя Истинного. Тогда ты и станешь Всем.
Поделиться1332015-05-12 23:37:47
Я пережил на опыте отрицание бытия...
Раз было переживание, значит было и некое бытие - башней своей подумай наконец. У тебя было ощущения себя не такое как обычно, допустим значительно тоньше, тебя это привело в восторг, а ум полный "говна-от-махараджа" сразу же решил что он достиг небытия, и ты весь в соплях от радости и гордости, трясёшь тут своим опытом, примеряя его к разным концепциям и вообще где ни попадя.
Опыт для меня - первостепенное значение.
Выйди за рамки значимости опыта - иными словами засунь его себе в одно местечко.
Но бессмысленно с тобой разговаривать...
А ты со мной и не разговариваешь - я пытаюсь вывести тебя на диалог, на размышления, а ты как робот смотришь в стену и заикающимся голосом "мой опыт, мой опыт...".
Иди соси лапу короче.
Ладно. А ты иди пооблизывай свой драгоценный опыт, только не траванись, он уже наверное испортился за давностью лет.
Поделиться1342015-05-12 23:43:55
Раз было переживание, значит было и некое бытие - башней своей подумай наконец.
Я уже сразу сказал, изначально что все это переживалось на фоне бытия. Можно сказать появилась некая лазейка благодаря которой, я осознал что состояние отсутствия бытия -- достижимо.
Достижимо значит наличествует в потенциале. Ты можешь быть, а можешь и НЕ быть. Это и был мой опыт.
При этом небытие осознавалось как нечто существующее, но неуловимое.
Представления о небытии после опыта такое: если сжать нашу вселенную до состоянии точки, где вселенная с пространством и временем -- это бытие. А потом и точку убрать. То останется некое монолитное безвременное, недвижимое состояние. Которое я и назвал небытием.
Поделиться1352015-05-12 23:47:34
Представления о небытии после опыта такое: если сжать нашу вселенную до состоянии точки, где вселенная с пространством и временем -- это бытие. А потом и точку убрать. То останется некое монолитное безвременное, недвижимое состояние. Которое я и назвал небытием.
Это называется отсутствие проявлений. Экран может показывать картинку, а может не показывать. Но это не равносильно отсутствию экрана.
Твоя личная бесконечность, бесконечность-Валенок, покажет тебе охрененную пустоту, вообще без ощущений.
Бонус: А та неуловимая хрень, которая существует - экран.
ВНЕЗАПНО: Но как ты мог узнать об этом в условии полного отсутствия проявлений?
ЕЩЕ ВНЕЗАПНЕЕ: только будучи им(экраном) самим.
Отредактировано CAB (2015-05-12 23:52:05)
Поделиться1362015-05-12 23:50:46
Так я и называю небытие -- экраном. А чувство бытия -- это грубое пятно на экране.
Чувство бытия это некая вибрация существования. Но экран НЕ вибрирует. Он не имеет длительности, движения. Это абсолютный покой.
Поделиться1372015-05-12 23:54:25
Это абсолютный покой.
царь абсолют, просто царь абсолют.
Поделиться1382015-05-13 00:01:56
Раз было переживание, значит было и некое бытие - башней своей подумай наконец. У тебя было ощущения себя не такое как обычно, допустим значительно тоньше, тебя это привело в восторг, а ум полный "говна-от-махараджа"
Никакое он не говно. В Махарадже и Махарши я вижу маленькую частичку себя. Поэтому и признаю их как учителей.
Я на твоего Кастанеду могу сказать -- говно. Книжка для наркоманов и военов атсрала. В ней доля истины составляет 30% -- остальное фантазии и выдумки, чтобы серой массе весело было ее читать.
А Махарадж чисто выжатую истину вещает, без всяких фантазий.
--
Но держаться за них я согласен - не стоит.
К тому же я их прочитал всего-то Махарши на 5% и Махараджа на 50%
Отредактировано VaLeNoK (2015-05-13 00:03:37)
Поделиться1392015-05-13 00:09:02
Никакое он не говно. В Махарадже и Махарши я вижу маленькую частичку себя. Поэтому и признаю их как учителей.
Я на твоего Кастанеду могу сказать -- говно. Книжка для наркоманов и военов атсрала. В ней доля истины составляет 30% -- остальное фантазии и выдумки, чтобы серой массе весело было ее читать.
А Махарадж чисто выжатую истину вещает, без всяких фантазий.
--
Но держаться за них я согласен - не стоит.
К тому же я их прочитал всего-то Махарши на 5% и Махараджа на 50%
Кастанеда, Махарши и Махарадж, равнозначно и равноусиленно летят в биореактор с выпущенными кишками. No regrets.
Отредактировано CAB (2015-05-13 00:09:34)
Поделиться1402015-05-13 00:10:38
царь абсолют, просто царь абсолют.
Ладно... Если вдруг у меня будет более глубокий опыт, тогда еще поговорим об абсолюте.
Поделиться1412015-05-13 04:06:11
А "бесконечность бесконечностей" больше чем просто "бесконечность"?
Да. Причем ординалы можно определить даже в рамках интуиционистской логики. Правда не уверен, что про них удастся что-нибудь доказать.
Вообще когда математики прикладывают свои ограниченные логические "аппараты" к описанию непрерывной бесконечности, получается довольно тупая противоречивая хрень.
Это очень громкое заявление. Даже если не говорить о нестандартном анализе, есть опять же интуиционистская логика, в которой можно определить "самое большое число" (вот так).
Бесконечность нельзя превзойти или сравнить.
"Бесконечность" — это не какой-то мета-объект, а обычный first-class citizen в какой-либо теории. И что с ним можно делать, зависит от этой теории.
Поделиться1422015-05-13 06:52:57
Так написал(а):Точнее, если перейти обратно к аналогии с электричеством - откуда взялось разделение потенциала? Так?
Допустим.
Можно пойти несколькими путями: один - длинный, он пролегает через все впечатления, полученные тобой, и требует тщательного поиска нестыковок. Как я уже говорил, для движущегося заряда его же след создает его же реальность, и он может бесконечно барахтаться в этом самовоспроизводимом мире, пока не обнаружит существенную нестыковку. Это как в фильме "Игры разума", где главгерой только тогда осознал, что с ним что-то не так, когда заметил, что его "друзья" не меняются, в частности - девочка не растет со временем. Что характерно, галлюцинации его так и не оставили, несмотря на просветление обнаруженную нестыковку, но зато он осознал что с ним происходит.
Второй путь значительно короче - для него требуется посмотреть на мир уже с позиции собственного авторства своей реальности. "Я" трудно это понять, потому что "Я" самоидентифицируется локализуя себя в некоторой форме - одной из многих наблюдаемых. "Я - САВ" - думает "Я", - "И как же я могу быть причиной всего?! Да не - это чушь!" Это более чем серьезное впечатление и очень мощное - поэтому буддисты и задают этот потрепанный вопрос: "Кто Я?". Противопоставить ограниченному впечатлению "Я" что-то сложно, но можно: почти каждый имел такой опыт. Какой - такой? Вспомните какой-нибудь свой яркий сон, в котором были Вы и окружение. Не уверен, что у всех присутствующих случались такие ясные и яркие сны - очень "реалистичные" - но, думаю, всё же это не что-то сверхуникальное. Так вот, вспомните, какие яркие переживания у вас были, как четко было ясно в вашем сне где Вы, а где - другие, обстановка и прочее. Как логика пронизывала ваш сон. ВЕСЬ СОН - это ваше сновидение, но персонифицировались вы лишь в определенную часть сна. При этом вы могли испытывать чувства и ощущения, взаимодействовать с окружением... внутри сна, который ЦЕЛИКОМ ВАШ.
...
Идя от ограниченного себя вам потребуется преодолеть причинность - в конечном счете, для ограниченного сознания события должны иметь начало, а начало - причину, а причина - свою причину, и т.д.
Идя от безграничного себя вам потребуется понять каким образом оно связано с ограниченным.
Отредактировано Так (2015-05-13 06:53:38)
Поделиться1432015-05-13 08:14:42
Вот еще статейка. Местами потребует концентрации внимания, чтобы не потерять нить, местами - возникают вопросы, но я её не как догму публикую, а как повод к размышлению. Об этих вещах, что мы говорим, задумывались и задумываются и даже эксперименты ставят много людей.
Зачастую оказывается, что научные концепции перекликаются с умозрительными теориями философов. В данной работе мы попытаемся проследить связь между современной астрофизической картиной мира (в первую очередь, квантовой теорией возникновения Вселенной Дж. Уилера) и философской парадигмой кантовского трансцендентализма. Следует отметить, что подобное компаративистское исследование предпринимается, вероятнее всего, впервые в мировом кантоведении!
Во второй половине ХХ века в физике и космологии был выдвинут так называемый «антропный принцип» (АП). Наиболее известная его формулировка: (*) «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего присутствия как наблюдателей» (Б. Картер). «Наблюдения космологических параметров… страдают от всеобъемлющей селекции – нашего собственного существования» (Д. Мартынов). АП появился в современной науке, когда в результате исследований структуры Вселенной было обнаружено, что существует так называемая «тонкая подстройка» фундаментальных физических констант, т.е. что даже при небольшом изменении их численного значения Вселенная становится совершенно другой, непригодной для существования в ней человека и известных ему форм жизни. Мир удивительно настроен на человека, если не сказать подстроен под него. С этим связано рассмотрение разного рода философских вопросов: устройство мира и его развитие, проблемы множественности возможных миров и сущности наблюдателя и предопределения. Почему мы наблюдаем именно такую Вселенную, именно такие ее параметры? Почему сама Вселенная такова, какие механизмы привели к реализации такого «подстроенного под возникновение жизни» комплекса условий? Существует ряд серьезных методологических и собственно философских трудностей в понимании АП современной физикой. АП не является строгим и однозначным утверждением. Мы считаем, что необходим тонкий философско-методологический и логический анализ возникающих здесь вопросов. В частности, принято считать, что АП впервые был выдвинут четко и последовательно именно физикой ХХ века. Мы хотим выяснить, как же следует все-таки формулировать АП, что скрывается за его формулировками, каково место современной науки в «антропном вопросе». Нам представляется, что назначение же АП как принципа (и его собственно философское содержание) – просто зафиксировать факт корреляции между особенностями наблюдателя (не уточняя, какими), делающими его таковым, и свойствами наблюдаемого им мира, отметить, что на наблюдение влияют некоторые существенные особенности наблюдателя – констатировать «селекцию». Но в формулировки АП не должна входить интерпретация этой корреляции. Мы считаем, что именно формулировка Картера является выражением «подлинного» АП, ибо она удовлетворяет нашему требованию. С точки зрения философии совершенно оправданно предположить такую обусловленность: наблюдатель по своим априорным законам строит свою картину мира из предоставляемого чувственностью потока ощущений (кантовский вариант). Мы полагаем, что сама идея антропного принципа (*), философская по существу, само его последовательное осознание, выдвижение и обоснование принадлежат И. Канту и его системе трансцендентального (Т-) идеализма. Таким образом, теперь мы посмотрим на проблематику, связанную с АП, на его формулировки с позиции кантовской философии и попытаемся продемонстрировать идейную близость в некоторых аргументациях современного естествознания и кантовской системы.
Согласно Канту, кое-что наша познавательная способность привносит от себя самой (В1), а именно - форму опыта, определенные правила связи восприятий, то есть инвариантные характеристики объектов познания, виды их необходимых связей (общих законов) и т.д. Кант совершает свою знаменитую «коперниканскую революцию в способе познания»: «…мы будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием…» (BXVI). Объективный мир дан нам лишь через призму наших познавательных внеопытных структур (априорных форм). Высший пункт во всем человеческом знании, по Канту, трансцендентальное синтетическое единство апперцепции (сознание единства «Я»). Рассудок постоянно, по Канту, сам себя воспроизводит посредством необходимого «синтеза многообразного в созерцаниях» по определенным правилам синтеза. Это происходит с помощью категорий – орудий рассудка. «Категории возникают в рассудке независимо от чувственности» (В144). Категории – правила сборки из чувственных созерцаний научной понятийной картины мира, в которых имплицитно заложены все основные законы природы (сохранения (В17), постоянства субстанции, причинности и т.д.). Категории создают ее, так сказать, по своему образу и подобию, они являются своеобразным фильтром, определяющим форму природы, то, что в нашей Вселенной объекты и законы (фактически – правила необходимого синтеза представлений) именно такие, а не другие. Сами категории, по Канту, превращаются в схемы членения мира – «основоположения чистого рассудка» (в формулировки наиболее общих законов природы): «даже законы природы…заставляют… предполагать определение из оснований, значимых a priori и до всякого опыта» (В198). Рассудок создает себя самого в качестве мыслящего субъекта-наблюдателя, благодаря чему истинны a priori некоторые содержательные утверждения о мире, от самого мира (опыта), очевидно, не зависящие (В136, 143). В этом и состоит смысл кантовских утверждений, что «форма [явлений] целиком должна… находиться готовой в нашей душе a priori и потому может рассматриваться отдельно от всякого ощущения» (В34), что «категории суть понятия, a priori предписывающие законы явлениям, стало быть, природе как совокупности всех явлений» (В163). Теперь природа определяется рассудком в своих важнейших, конституирующих ее самое свойствах. Мы полагаем, что АП в духе (*) – философская идея «селекции наблюдаемого наблюдением» – потенциально уже заключался в тезисах Канта, что предметы должны сообразоваться с нашим их познанием (в априорных особенностях познания «кодируется» информация о предметах познания, точнее, о том, что вообще может стать его предметом), что рассудок есть подлинный законодатель природы и открываемые наукой законы природы, делающие ее именно такой, вносятся в природу рассудком, что «мы a priori познаем о вещах лишь то, что вложено в них нами самими» (BXVIII) и т.п. Существует глубокое идейное родство АП Картера и основных выводов Т-дедукции категорий Канта. В самом деле, «то, что мы ожидаем наблюдать» – предметы опыта, взятые с точки зрения их формы (всякое созерцание, для того чтобы стать для меня объектом, должно подчиняться условию: синтетическому единству сознания (В138), которое предполагает категории, то есть параметры объектов вообще являются ограниченными этими категориями); в случае «условий, необходимых для нашего присутствия как наблюдателей» у Канта, в отличие от современной материалистической по духу науки, речь идет не об условиях или соответствующих параметрах внешнего мира (описываемых в теории самоорганизации материи), а об априорных особенностях нас самих, нашего рассудка (о самих категориях, см. там же), делающих возможным наш опыт, создающих нас самих в качестве наблюдателей. Для несозерцающего человеческого рассудка мысль о «я» (конституирование себя самого как наблюдателя, говоря современным языком) неотделима от синтеза многообразного содержания представлений, она вообще невозможна без него, значит, и без категорий, которые и осуществляют этот необходимый синтез (В136, В143). Таким образом эти априорные структуры, не формирующиеся под действием внешних сил, одновременно следует признать и условиями возможности самих предметов опыта! Конструируя себя, по Канту, мы конструируем объекты. Следовательно, правила конструирования, делающие возможным наблюдателя, являются одновременно и правилами определения конститутивных свойств внешних объектов. Заложенное в субъективных условиях построения объекта должно необходимо быть само по себе присуще и объекту. «Категории не выводятся из природы… природа должна сообразоваться с категориями» [В164]. «Поскольку есть человек, Вселенная именно такова», – как сказал бы Дж. Уилер. Очевидно, что мы ограничены в наблюдаемом – условиями самого наблюдения вообще (системой априорных категорий). «Чистые априорные представления мы можем извлечь из опыта как ясные понятия только потому, что сами вложили их в опыт и лишь посредством них осуществили опыт» (В241). Еще до реального познавательного опыта мы кое-что «ожидаем», кое-что знаем о том, что в нем обнаружим. Кантовскую Т-структуру познания можно сравнить с ячеистой сеткой-формой. Наблюдатель не отражает мир, а конструирует знание о нем (то есть как бы его самого, а так и есть, если последовательно провести критическую точку зрения). Опыт уже есть «вид познания, требующий [участия] рассудка» (BXVII), то есть процесс умозаключения и суждения, основанный на определенных предварительных условиях. «Правила рассудка я должен предполагать в себе еще до того, как мне даны предметы» (BXVII). Вспомним: «то, что мы ожидаем наблюдать…». «Разум видит только то, что сам создает по собственному плану» (ВХIII). «Дело в том, каким образом априорные условия возможности опыта суть вместе с тем источники, из которых должны быть выведены все законы природы» («Пролегомены», §17). Зададимся вопросом: что же это, как не антропный принцип? Не мы таковы, потому что мир таков. Это мир таков, потому что мы такие!
Далее, Кант предвосхищает АП в его так называемой сильной форме. Здесь речь идет о выделенности нашей Вселенной в целом из множества теоретически возможных Вселенных с различными исходными параметрами. Если вдумчиво проанализировать основной пафос кантовской философии, наблюдателя нельзя отмыслить. Все предметы представляются действительными только относительно воспринимающего их сознания. «Мы… должны считать протяженные в нем (пространстве – К.М.) сущности действительными… Но само это пространство и время… и все явления суть сами по себе не вещи, а только представления и не могут существовать вне нашей души… предметы опыта… даны только в опыте и помимо него вовсе не существуют» (В520). Чтобы представить Вселенную без наблюдателя, нужен наблюдатель – тот, кто будет это представлять. Вселенная должна предполагать наблюдателя, иначе она, строго говоря, не существует. «Следует обратить внимание на это парадоксальное, но правильное положение, что в пространстве есть только то, что в нем представляется… само пространство есть… представление, следовательно, то, что находится в нем, должно содержаться в представлении, и потому в пространстве есть только то, что в нем действительно представляется. Мысль, что вещь может существовать только в представлении о ней, должна… казаться странной, но она теряет здесь свою предосудительность ввиду того, что вещи, с которыми мы имеем дело, суть не вещи в себе, а только явления, т.е. представления» (А375). Смысл категории (!) рассудка «существование» выражается в соответствующем ей «постулате эмпирического мышления»: «То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно» (В266). Существование – не свойство некоторых объектов внешнего мира, а свойство их отношения к нашей познавательной способности (метасвойство). По Канту, вопрос о существовании вне реального познавательного опыта кого-нибудь бессмыслен. Сама Вселенная собирается как закономерная целостная система в сознании некоторого Т-субъекта, ведь для Канта природа (Вселенная) есть не что иное, как предмет всего возможного опыта, как априори закономерная совокупность явлений (В163), т.е. Вселенная a priori соотносима со своим наблюдателем. «Не замешан ли человек в проектировании Вселенной более сильным образом, чем это думали до сих пор?» (современный физик Дж. Уилер). «Существует одна возможная Вселенная, «сотворенная» с целью порождения и поддержания наблюдателей» (Барроу и Типлер)! Так и у Канта нам доступен лишь наш мир, наша Вселенная, поэтому существующая Вселенная единственна. Идеи Канта чрезвычайно близки т.н. «антропному принципу участия», выдвинутому Дж. Уилером: «для того, чтобы Вселенная возникла, необходимы наблюдатели»! Кант: «… существуют некоторые определенные законы, и притом a priori, которые впервые делают природу возможной» (В263). Т.е. без рассудка, или, точнее говоря, субъекта вообще, Вселенная как таковая невозможна. Природа в материальном значении (как совокупность явлений) возможна посредством устройства нашей чувственности; в формальном значении (как совокупность правил, под которыми должны находиться все явления, если мыслить их связанными в опыте) она возможна только посредством устройства нашего рассудка. Дж. Уилер, как поясняет А.В. Нестерук, выдвигает принцип, согласно которому Вселенная не могла возникнуть до тех пор, пока случайности эволюции не создали условия для возникновения на некотором конечном промежутке времени сознания, «сообщающегося сообщества, которое придаст смысл, значение этой Вселенной с начала и до конца… Является ли Вселенная… своего рода «самовозбуждающимся контуром»? Порождая наблюдателей-участников, не приобретает ли… Вселенная посредством их наблюдений ту осязаемость, которую мы называем реальностью?», или «не порождают ли каким-то образом миллиарды наблюдений, как попало собранных вместе, гигантскую Вселенную со всеми ее величественными закономерностями?». Т.е. отбор определенной Вселенной из бесконечного множества когда-либо возникавших, заканчивается не столько в момент самого рождения «удобной» для саморазвития Вселенной, сколько в момент, когда она порождает разумного субъекта, который и приписывает ей это свойство «удобности», свойство вообще быть Вселенной. Сходство с идеями Канта очевидно. «Если мы до восприятия называем какое-нибудь явление действительной вещью, то это… означает, что мы в продвижении опыта должны натолкнуться на такое восприятие… то, что находится в пространстве и времени (то есть наполняет нашу Вселенную – К.М.)…есть только представления, которые, если они не даны в нас (в восприятии), не встречаются нигде… Действительные вещи прошедшего времени… суть предметы и действительны для меня в прошедшем времени, лишь поскольку я представляю себе, что регрессивный ряд возможных восприятий (руководствуясь историей или идя по следам причин и действий)… приводит по эмпирическим законам к прошедшему временному ряду как условию настоящего времени, причем этот ряд представляется как действительный только в связи возможного опыта, а не сам по себе, так что все события, прошедшие с незапамятных времен до моего существования, означают… возможность продолжить цепь опыта от настоящего восприятия к условиям, определяющим это восприятие во времени» (В521-В524). Прошлое становится действительным, существовавшим, Вселенная «приобретает реальность», только когда это прошлое становится чьим-то прошлым, когда появляется наблюдатель, расставляющий события во временном порядке! Без возникновения самого времени, т.е., по Канту, представления о времени как форме восприятия действительности в неком субъекте (вспомним, что время есть форма внутреннего чувства), нельзя вообще говорить о порядке в событиях природы (см. В37). Дж. Уилер постулирует, что вся Вселенная ввергается в реальное бытие только в момент ее наблюдения, пребывая до того лишь в виртуальном состоянии («вселенная соучастия») [1] . И по Канту некорректно говорить, что до появления человека Вселенная развивалась, – без человека нет самого понятия изменения, самого понятия последовательности. В ноуменах, то есть вещах, рассматриваемых в модусе «бытия для себя» «ничего не происходит, и нет никакого изменения, которое бы требовало динамических временных определений» (В569). Поэтому до возникновения разума некорректно говорить вообще и о возникновении Вселенной, ибо это предполагало бы временную характеристику (до определенного момента Вселенной не было). Как Уилер полагает «бытие» Вселенной в двух модусах – «неосязаемом», до возникновения разумного сообщества, и «осязаемом», модусе реальности, который придают этой Вселенной разумные наблюдатели, так и Кант в принципе мог бы различить бытие Вселенной как бытие трансцендентального объекта и ее реальное бытие как существующего объекта (см. В522). Вселенная обладает модусами будущего, истории, развития и т.п. только в сознании воспринимающего ее наблюдателя. Именно он делает возможным понятие о прошлом и будущем состояниях Вселенной, именно он разворачивает как «действительную» прямую мировой эволюции, именно он «придает значение Вселенной с начала и до конца». «У времени остается эмпирическая реальность как условие всякого нашего опыта…нельзя за ним признать абсолютную реальность… Если устранить частное условие нашей чувственности, то исчезнет также понятие времени; оно присуще не самим предметам, а только субъекту, который их созерцает» (В54). Вселенная сама по себе как актуальное целое, как всеобщий агрегат вещей существует вне времени. Она не развивается потому, что смена состояний присуща лишь вещам как явлениям. Мы видим Вселенную эволюционирующей, ибо воспринимаем все ее объекты посредством временных определений. Мы наблюдаем не саму Вселенную, а ее пространственно-временной срез. Человеческий рассудок вносит в природу то, что придает ей статус действительной: «без отношения к сознанию… явление никогда не могло бы сделаться для нас предметом познания и, следовательно, было бы для нас ничем, а так как явление само по себе не имеет объективной реальности и существует только в познании, то оно вообще было бы ничем…» (А120). Без саморефлектирующего сознания Вселенная суть ничто! «Наблюдатель так же необходим для сотворения Вселенной, как Вселенная для сотворения наблюдателя… наблюдатели создают Вселенную прежде всего» (Уилер). Из идей Дж. Уилера вытекает, что «возникновение Вселенной следует понимать как генезис объективного содержания понятия «Вселенная» в форме коллективного человеческого сознания» (А.В. Нестерук). Согласно же Канту, объективное содержание (значение) знания, отнесение его к предмету создаются самим рассудком: «Единство сознания есть то, что одно лишь составляет отношение представлений к предмету, стало быть, их объективную значимость, следовательно, превращение их в знание» (В137). Уилеровское «коллективное сознание» – это кантовский «трансцендентальный субъект». В сущности, по Канту, явления – это знания о них: они, «будучи только представлениями, вовсе не даны, если я не прихожу к знанию о них (т.е. к ним самим, так как они сами суть только эмпирические знания)…» (В527).
Поделиться1442015-05-13 08:46:55
Адская бредятина. Идеальный мир Платона, априорные суждения Канта, антропоцентризм Протагора, который почему-то ни разу не упоминается в статье, — все чушь собачья. Только вот эти трое были одаренными людьми, а автор статьи обычный дегенерат с магическим мышлением и острой потребностью стать причиной мира.
Отредактировано троль (2015-05-13 08:47:26)
Поделиться1452015-05-13 09:08:49
Адская бредятина. Идеальный мир Платона, априорные суждения Канта, антропоцентризм Протагора, который почему-то ни разу не упоминается в статье, — все чушь собачья. Только вот эти трое были одаренным людьми, а автор статьи обычный дегенерат с магическим мышлением и острой потребностью стать причиной мира.
А это у вас не острая потребность не допустить кого-то стать причиной мира?
Акцент для меня тут в ином - в том что Вселенная такова, каков наблюдатель, иначе она "выпадает" из наблюдения наблюдателя.
Поделиться1462015-05-13 09:30:07
А это у вас не острая потребность не допустить кого-то стать причиной мира?
Не.
Акцент для меня тут в ином - в том что Вселенная такова, каков наблюдатель, иначе она "выпадает" из наблюдения наблюдателя.
Это так, но не совсем. Влом сейчас писать, напишу как-нибудь потом.
Поделиться1472015-05-13 09:38:55
^так оно и работает)
Поделиться1482015-05-13 09:51:54
Вот еще статейка. Местами потребует концентрации внимания, чтобы не потерять нить, местами - возникают вопросы, но я её не как догму публикую, а как повод к размышлению. Об этих вещах, что мы говорим, задумывались и задумываются и даже эксперименты ставят много людей.
Зачастую оказывается, что научные концепции перекликаются с умозрительными теориями философов. В данной работе мы попытаемся проследить связь между современной астрофизической картиной мира (в первую очередь, квантовой теорией возникновения Вселенной Дж. Уилера) и философской парадигмой кантовского трансцендентализма. Следует отметить, что подобное компаративистское исследование предпринимается, вероятнее всего, впервые в мировом кантоведении!
Во второй половине ХХ века в физике и космологии был выдвинут так называемый «антропный принцип» (АП). Наиболее известная его формулировка: (*) «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего присутствия как наблюдателей» (Б. Картер). «Наблюдения космологических параметров… страдают от всеобъемлющей селекции – нашего собственного существования» (Д. Мартынов). АП появился в современной науке, когда в результате исследований структуры Вселенной было обнаружено, что существует так называемая «тонкая подстройка» фундаментальных физических констант, т.е. что даже при небольшом изменении их численного значения Вселенная становится совершенно другой, непригодной для существования в ней человека и известных ему форм жизни. Мир удивительно настроен на человека, если не сказать подстроен под него. С этим связано рассмотрение разного рода философских вопросов: устройство мира и его развитие, проблемы множественности возможных миров и сущности наблюдателя и предопределения. Почему мы наблюдаем именно такую Вселенную, именно такие ее параметры? Почему сама Вселенная такова, какие механизмы привели к реализации такого «подстроенного под возникновение жизни» комплекса условий? Существует ряд серьезных методологических и собственно философских трудностей в понимании АП современной физикой. АП не является строгим и однозначным утверждением. Мы считаем, что необходим тонкий философско-методологический и логический анализ возникающих здесь вопросов. В частности, принято считать, что АП впервые был выдвинут четко и последовательно именно физикой ХХ века. Мы хотим выяснить, как же следует все-таки формулировать АП, что скрывается за его формулировками, каково место современной науки в «антропном вопросе». Нам представляется, что назначение же АП как принципа (и его собственно философское содержание) – просто зафиксировать факт корреляции между особенностями наблюдателя (не уточняя, какими), делающими его таковым, и свойствами наблюдаемого им мира, отметить, что на наблюдение влияют некоторые существенные особенности наблюдателя – констатировать «селекцию». Но в формулировки АП не должна входить интерпретация этой корреляции. Мы считаем, что именно формулировка Картера является выражением «подлинного» АП, ибо она удовлетворяет нашему требованию. С точки зрения философии совершенно оправданно предположить такую обусловленность: наблюдатель по своим априорным законам строит свою картину мира из предоставляемого чувственностью потока ощущений (кантовский вариант). Мы полагаем, что сама идея антропного принципа (*), философская по существу, само его последовательное осознание, выдвижение и обоснование принадлежат И. Канту и его системе трансцендентального (Т-) идеализма. Таким образом, теперь мы посмотрим на проблематику, связанную с АП, на его формулировки с позиции кантовской философии и попытаемся продемонстрировать идейную близость в некоторых аргументациях современного естествознания и кантовской системы.
Согласно Канту, кое-что наша познавательная способность привносит от себя самой (В1), а именно - форму опыта, определенные правила связи восприятий, то есть инвариантные характеристики объектов познания, виды их необходимых связей (общих законов) и т.д. Кант совершает свою знаменитую «коперниканскую революцию в способе познания»: «…мы будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием…» (BXVI). Объективный мир дан нам лишь через призму наших познавательных внеопытных структур (априорных форм). Высший пункт во всем человеческом знании, по Канту, трансцендентальное синтетическое единство апперцепции (сознание единства «Я»). Рассудок постоянно, по Канту, сам себя воспроизводит посредством необходимого «синтеза многообразного в созерцаниях» по определенным правилам синтеза. Это происходит с помощью категорий – орудий рассудка. «Категории возникают в рассудке независимо от чувственности» (В144). Категории – правила сборки из чувственных созерцаний научной понятийной картины мира, в которых имплицитно заложены все основные законы природы (сохранения (В17), постоянства субстанции, причинности и т.д.). Категории создают ее, так сказать, по своему образу и подобию, они являются своеобразным фильтром, определяющим форму природы, то, что в нашей Вселенной объекты и законы (фактически – правила необходимого синтеза представлений) именно такие, а не другие. Сами категории, по Канту, превращаются в схемы членения мира – «основоположения чистого рассудка» (в формулировки наиболее общих законов природы): «даже законы природы…заставляют… предполагать определение из оснований, значимых a priori и до всякого опыта» (В198). Рассудок создает себя самого в качестве мыслящего субъекта-наблюдателя, благодаря чему истинны a priori некоторые содержательные утверждения о мире, от самого мира (опыта), очевидно, не зависящие (В136, 143). В этом и состоит смысл кантовских утверждений, что «форма [явлений] целиком должна… находиться готовой в нашей душе a priori и потому может рассматриваться отдельно от всякого ощущения» (В34), что «категории суть понятия, a priori предписывающие законы явлениям, стало быть, природе как совокупности всех явлений» (В163). Теперь природа определяется рассудком в своих важнейших, конституирующих ее самое свойствах. Мы полагаем, что АП в духе (*) – философская идея «селекции наблюдаемого наблюдением» – потенциально уже заключался в тезисах Канта, что предметы должны сообразоваться с нашим их познанием (в априорных особенностях познания «кодируется» информация о предметах познания, точнее, о том, что вообще может стать его предметом), что рассудок есть подлинный законодатель природы и открываемые наукой законы природы, делающие ее именно такой, вносятся в природу рассудком, что «мы a priori познаем о вещах лишь то, что вложено в них нами самими» (BXVIII) и т.п. Существует глубокое идейное родство АП Картера и основных выводов Т-дедукции категорий Канта. В самом деле, «то, что мы ожидаем наблюдать» – предметы опыта, взятые с точки зрения их формы (всякое созерцание, для того чтобы стать для меня объектом, должно подчиняться условию: синтетическому единству сознания (В138), которое предполагает категории, то есть параметры объектов вообще являются ограниченными этими категориями); в случае «условий, необходимых для нашего присутствия как наблюдателей» у Канта, в отличие от современной материалистической по духу науки, речь идет не об условиях или соответствующих параметрах внешнего мира (описываемых в теории самоорганизации материи), а об априорных особенностях нас самих, нашего рассудка (о самих категориях, см. там же), делающих возможным наш опыт, создающих нас самих в качестве наблюдателей. Для несозерцающего человеческого рассудка мысль о «я» (конституирование себя самого как наблюдателя, говоря современным языком) неотделима от синтеза многообразного содержания представлений, она вообще невозможна без него, значит, и без категорий, которые и осуществляют этот необходимый синтез (В136, В143). Таким образом эти априорные структуры, не формирующиеся под действием внешних сил, одновременно следует признать и условиями возможности самих предметов опыта! Конструируя себя, по Канту, мы конструируем объекты. Следовательно, правила конструирования, делающие возможным наблюдателя, являются одновременно и правилами определения конститутивных свойств внешних объектов. Заложенное в субъективных условиях построения объекта должно необходимо быть само по себе присуще и объекту. «Категории не выводятся из природы… природа должна сообразоваться с категориями» [В164]. «Поскольку есть человек, Вселенная именно такова», – как сказал бы Дж. Уилер. Очевидно, что мы ограничены в наблюдаемом – условиями самого наблюдения вообще (системой априорных категорий). «Чистые априорные представления мы можем извлечь из опыта как ясные понятия только потому, что сами вложили их в опыт и лишь посредством них осуществили опыт» (В241). Еще до реального познавательного опыта мы кое-что «ожидаем», кое-что знаем о том, что в нем обнаружим. Кантовскую Т-структуру познания можно сравнить с ячеистой сеткой-формой. Наблюдатель не отражает мир, а конструирует знание о нем (то есть как бы его самого, а так и есть, если последовательно провести критическую точку зрения). Опыт уже есть «вид познания, требующий [участия] рассудка» (BXVII), то есть процесс умозаключения и суждения, основанный на определенных предварительных условиях. «Правила рассудка я должен предполагать в себе еще до того, как мне даны предметы» (BXVII). Вспомним: «то, что мы ожидаем наблюдать…». «Разум видит только то, что сам создает по собственному плану» (ВХIII). «Дело в том, каким образом априорные условия возможности опыта суть вместе с тем источники, из которых должны быть выведены все законы природы» («Пролегомены», §17). Зададимся вопросом: что же это, как не антропный принцип? Не мы таковы, потому что мир таков. Это мир таков, потому что мы такие!
Далее, Кант предвосхищает АП в его так называемой сильной форме. Здесь речь идет о выделенности нашей Вселенной в целом из множества теоретически возможных Вселенных с различными исходными параметрами. Если вдумчиво проанализировать основной пафос кантовской философии, наблюдателя нельзя отмыслить. Все предметы представляются действительными только относительно воспринимающего их сознания. «Мы… должны считать протяженные в нем (пространстве – К.М.) сущности действительными… Но само это пространство и время… и все явления суть сами по себе не вещи, а только представления и не могут существовать вне нашей души… предметы опыта… даны только в опыте и помимо него вовсе не существуют» (В520). Чтобы представить Вселенную без наблюдателя, нужен наблюдатель – тот, кто будет это представлять. Вселенная должна предполагать наблюдателя, иначе она, строго говоря, не существует. «Следует обратить внимание на это парадоксальное, но правильное положение, что в пространстве есть только то, что в нем представляется… само пространство есть… представление, следовательно, то, что находится в нем, должно содержаться в представлении, и потому в пространстве есть только то, что в нем действительно представляется. Мысль, что вещь может существовать только в представлении о ней, должна… казаться странной, но она теряет здесь свою предосудительность ввиду того, что вещи, с которыми мы имеем дело, суть не вещи в себе, а только явления, т.е. представления» (А375). Смысл категории (!) рассудка «существование» выражается в соответствующем ей «постулате эмпирического мышления»: «То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно» (В266). Существование – не свойство некоторых объектов внешнего мира, а свойство их отношения к нашей познавательной способности (метасвойство). По Канту, вопрос о существовании вне реального познавательного опыта кого-нибудь бессмыслен. Сама Вселенная собирается как закономерная целостная система в сознании некоторого Т-субъекта, ведь для Канта природа (Вселенная) есть не что иное, как предмет всего возможного опыта, как априори закономерная совокупность явлений (В163), т.е. Вселенная a priori соотносима со своим наблюдателем. «Не замешан ли человек в проектировании Вселенной более сильным образом, чем это думали до сих пор?» (современный физик Дж. Уилер). «Существует одна возможная Вселенная, «сотворенная» с целью порождения и поддержания наблюдателей» (Барроу и Типлер)! Так и у Канта нам доступен лишь наш мир, наша Вселенная, поэтому существующая Вселенная единственна. Идеи Канта чрезвычайно близки т.н. «антропному принципу участия», выдвинутому Дж. Уилером: «для того, чтобы Вселенная возникла, необходимы наблюдатели»! Кант: «… существуют некоторые определенные законы, и притом a priori, которые впервые делают природу возможной» (В263). Т.е. без рассудка, или, точнее говоря, субъекта вообще, Вселенная как таковая невозможна. Природа в материальном значении (как совокупность явлений) возможна посредством устройства нашей чувственности; в формальном значении (как совокупность правил, под которыми должны находиться все явления, если мыслить их связанными в опыте) она возможна только посредством устройства нашего рассудка. Дж. Уилер, как поясняет А.В. Нестерук, выдвигает принцип, согласно которому Вселенная не могла возникнуть до тех пор, пока случайности эволюции не создали условия для возникновения на некотором конечном промежутке времени сознания, «сообщающегося сообщества, которое придаст смысл, значение этой Вселенной с начала и до конца… Является ли Вселенная… своего рода «самовозбуждающимся контуром»? Порождая наблюдателей-участников, не приобретает ли… Вселенная посредством их наблюдений ту осязаемость, которую мы называем реальностью?», или «не порождают ли каким-то образом миллиарды наблюдений, как попало собранных вместе, гигантскую Вселенную со всеми ее величественными закономерностями?». Т.е. отбор определенной Вселенной из бесконечного множества когда-либо возникавших, заканчивается не столько в момент самого рождения «удобной» для саморазвития Вселенной, сколько в момент, когда она порождает разумного субъекта, который и приписывает ей это свойство «удобности», свойство вообще быть Вселенной. Сходство с идеями Канта очевидно. «Если мы до восприятия называем какое-нибудь явление действительной вещью, то это… означает, что мы в продвижении опыта должны натолкнуться на такое восприятие… то, что находится в пространстве и времени (то есть наполняет нашу Вселенную – К.М.)…есть только представления, которые, если они не даны в нас (в восприятии), не встречаются нигде… Действительные вещи прошедшего времени… суть предметы и действительны для меня в прошедшем времени, лишь поскольку я представляю себе, что регрессивный ряд возможных восприятий (руководствуясь историей или идя по следам причин и действий)… приводит по эмпирическим законам к прошедшему временному ряду как условию настоящего времени, причем этот ряд представляется как действительный только в связи возможного опыта, а не сам по себе, так что все события, прошедшие с незапамятных времен до моего существования, означают… возможность продолжить цепь опыта от настоящего восприятия к условиям, определяющим это восприятие во времени» (В521-В524). Прошлое становится действительным, существовавшим, Вселенная «приобретает реальность», только когда это прошлое становится чьим-то прошлым, когда появляется наблюдатель, расставляющий события во временном порядке! Без возникновения самого времени, т.е., по Канту, представления о времени как форме восприятия действительности в неком субъекте (вспомним, что время есть форма внутреннего чувства), нельзя вообще говорить о порядке в событиях природы (см. В37). Дж. Уилер постулирует, что вся Вселенная ввергается в реальное бытие только в момент ее наблюдения, пребывая до того лишь в виртуальном состоянии («вселенная соучастия») [1] . И по Канту некорректно говорить, что до появления человека Вселенная развивалась, – без человека нет самого понятия изменения, самого понятия последовательности. В ноуменах, то есть вещах, рассматриваемых в модусе «бытия для себя» «ничего не происходит, и нет никакого изменения, которое бы требовало динамических временных определений» (В569). Поэтому до возникновения разума некорректно говорить вообще и о возникновении Вселенной, ибо это предполагало бы временную характеристику (до определенного момента Вселенной не было). Как Уилер полагает «бытие» Вселенной в двух модусах – «неосязаемом», до возникновения разумного сообщества, и «осязаемом», модусе реальности, который придают этой Вселенной разумные наблюдатели, так и Кант в принципе мог бы различить бытие Вселенной как бытие трансцендентального объекта и ее реальное бытие как существующего объекта (см. В522). Вселенная обладает модусами будущего, истории, развития и т.п. только в сознании воспринимающего ее наблюдателя. Именно он делает возможным понятие о прошлом и будущем состояниях Вселенной, именно он разворачивает как «действительную» прямую мировой эволюции, именно он «придает значение Вселенной с начала и до конца». «У времени остается эмпирическая реальность как условие всякого нашего опыта…нельзя за ним признать абсолютную реальность… Если устранить частное условие нашей чувственности, то исчезнет также понятие времени; оно присуще не самим предметам, а только субъекту, который их созерцает» (В54). Вселенная сама по себе как актуальное целое, как всеобщий агрегат вещей существует вне времени. Она не развивается потому, что смена состояний присуща лишь вещам как явлениям. Мы видим Вселенную эволюционирующей, ибо воспринимаем все ее объекты посредством временных определений. Мы наблюдаем не саму Вселенную, а ее пространственно-временной срез. Человеческий рассудок вносит в природу то, что придает ей статус действительной: «без отношения к сознанию… явление никогда не могло бы сделаться для нас предметом познания и, следовательно, было бы для нас ничем, а так как явление само по себе не имеет объективной реальности и существует только в познании, то оно вообще было бы ничем…» (А120). Без саморефлектирующего сознания Вселенная суть ничто! «Наблюдатель так же необходим для сотворения Вселенной, как Вселенная для сотворения наблюдателя… наблюдатели создают Вселенную прежде всего» (Уилер). Из идей Дж. Уилера вытекает, что «возникновение Вселенной следует понимать как генезис объективного содержания понятия «Вселенная» в форме коллективного человеческого сознания» (А.В. Нестерук). Согласно же Канту, объективное содержание (значение) знания, отнесение его к предмету создаются самим рассудком: «Единство сознания есть то, что одно лишь составляет отношение представлений к предмету, стало быть, их объективную значимость, следовательно, превращение их в знание» (В137). Уилеровское «коллективное сознание» – это кантовский «трансцендентальный субъект». В сущности, по Канту, явления – это знания о них: они, «будучи только представлениями, вовсе не даны, если я не прихожу к знанию о них (т.е. к ним самим, так как они сами суть только эмпирические знания)…» (В527).
Ты это Ани запость. Пускай читает.
Поделиться1492015-05-13 10:05:14
Нет, читая Ани я вспомнил другую недавнюю историю:
Как правило, в свои взаимоотношения с потусторонним люди стараются психиатров не впутывать до последнего, пока уже не становится невмоготу. Им самим или окружающим. Что это: уверенность в способности самостоятельно справиться, недоверие к нашей службе, или же отголоски вековой генетической памяти, с дымком костров и стучащим в сердце пеплом Клааса — вот так вот сразу и не скажешь. Как бы то ни было, чаще всего в итоге приходят к нам.
( Collapse )
Про Эльвиру и её богатый опыт общения с Богом я уже неоднократно рассказывал (тут и тут, к примеру). И когда она пришла ко мне на очередной приём с обречённо-решительным видом, я подумал, что в её отношениях с Всевышним снова наметился кризис. Но ошибся: проблема лежала не в горних сферах, а очень даже наоборот.
-- Нет времени мне сейчас с Богом отношения выяснять, доктор, - с досадой сказала Эльвира. - Мы с ним поссорились.
-- Это почему же? - поинтересовался я.
-- Почему, когда я просила его интеллект, он всё перепутал и дал мне сиськи? - гневно выпалила она. - Впрочем, я не по этому вопросу к вам сегодня.
-- Уже легче, - вздохнул я. - А по какому?
-- Мне нужно узнать, где я могу пройти экспертизу.
-- Экспертизу? - удивился я.
-- Да. Чтобы выяснить, могу ли я совершать сделки, - отвтила Эльвира.
-- Ты сама её хочешь пройти? - уточнил я, а про себя подумал: неужели она собралась продать свою квартиру какому-нибудь мошеннику?
-- Да, сама, по собственному желанию, - кивнула Эльвира.
-- А ты не опасаешься, что есть шанс оказаться несделкоспособной по результатам такой экспертизы? - спросил я.
-- Ха! - усмехнулась Эльвира. - Я, может быть, как раз на это и надеюсь!
-- Так, - я строго посмотрел на неё. - Рассказывай. Ты что, с недвижимостью что-то начудила?
-- Да при чём тут недвижимость! - Эльвира махнула рукой и хитро посмотрела мне в глаза. - Я хочу одну аферу провернуть, и знаю точно, что вы мне не откажете!
-- Откуда такая уверенность? - я откинулся на спинку кресла и скрестил руки на груди.
-- Вы же всегда меня защищали, так? - лукаво поглядела на меня пациентка поверх очков.
-- Всегда, - согласился я.
-- Не давали делать глупостей, - продолжила она.
-- В меру своих скромных возможностей, - кивнул я.
-- Тогда слушайте, что я придумала, - Эльвира подвинулась поближе и, понизив голос до полушёпота, начала рассказывать.
Оказывается, недавно, недели две назад, с ней вышел на связь Лукавый. Ну, может быть, не сам, может быть, его зам по кадрам или по административно-хозяйственной части — она не стала уточнять. Пристал, окаянный, как банный лист: продай, мол, душу. Задорого куплю, красавица. Всё, что там, говорит, наверху, недодали — твоё будет. Раз, мол, боженька таким скупердяем оказался и, кроме сисек, ничем больше одарить не удосужился — это мы вмиг поправим. Ай-кью, говорит, просила? Да хоть стопитсот! Мужиков? Да штабелями! Золота? Да хоть безлимитная «Виза-Голд», хоть кошелёк-самотряс! Причём тут копьё-самотык, когда мужики штабелями! Эльвира поначалу отнекивалась: мол, принципы, воспитание — а потом и задумалась. На очередном сеансе связи спросила искусителя: а душу как перечислять: предоплатой или по факту? А то, дескать, знаем мы вас, аферистов: поставишь подпись не глядя — и вот уже ни души, ни копейки за нею, ни мужика на горизонте. Что ты, яхонтовая моя с четвёртым номером! - возмутился инфернальный торгаш — никаких афер, никаких предоплат, всё исключительно по факту! Сначала ай-кью, бабло и мужики, а потом уже договор и душа! У нас серьёзная организация, у нас всё по-взрослому!
-- И что, договор уже подписан? - спросил я Эльвиру.
-- Да щас! - фыркнула та. - Он мне ай-кью авансом выдал, и я сразу поняла, что надо делать!
-- Таак, уже интереснее, - оживился я. - До чего додумалась?
-- Схема простая, - пояснила Эльвира. - Интеллект уже прокачан, мужика и деньги я теперь сама найду, с таким-то умищем. Осталось сделать так, чтобы душу не профукать.
-- Каков план? - прищурился я.
-- Лечь в стационар, - сказала Эльвира. - Вы же можете это мне устроить?
-- Учитывая голос дьявола у тебя в голове? - улыбнулся я. - Да легко! Твой-то навар в чём?
-- Вы ещё не поняли? - удивилась Эльвира, потом, спохватившись, понимающе закивала: - Ах да, вы же за моим интеллектом теперь не поспеваете... Он ведь снова явится, так? Ну, торгаш этот?
-- Ну, не исключено, - предположил я. - Если не испугается наших стен.
-- Явится, никуда не денется! - уверенно заявила Эльвира. - Уже с договором, стало быть. И я его, как честная девушка, подпишу, конечно.
-- А как же душа? - спросил я. - Даже с учётом безлимитной «Визы-Голд» и штабелированных мужиков — сдаётся мне, ты сильно демпингуешь!
-- Ха! - победно воскликнула Эльвира. - Уж если вы не догадались, то я могу быть спокойна!
-- Так поясни мне, в чём интрига, - попросил я.
-- Пока я лежу в отделении, все мои сделки недействительны! - снизошла она до пояснений. - А при выписке я подстрахую себя экспертизой!
-- Эльвира, я тобой горжусь! - воскликнул я и достал бланк направления на госпитализацию. - Переиграть Лукавого на его же поле... Вот это гамбит! Ты знала, что просить в первую очередь!
Поделиться1502015-05-13 10:48:29
Это из какого-то рассказа?