Миямото Мусаси
Этого человека можно без преувеличения назвать самым знаменитым мас-
тером меча раннего периода Токугава. Его популярность во все времена объясня-
ется тем, что он жил в эпоху, когда роль самураев в обществе быстро менялась.
Мусаси стал легендарным еще при жизни, и поэтому во многих преданиях о нем
отделить правду от вымысла очень трудно. И все же, что мы знаем о реальном Му-
саси?
Датой рождения Мусаси принято считать 1584 год, местом рождения - де-
ревню Миямото в провинции Харима (ныне провинция Хёго). Его полное имя
Синмэн Мусаси-но-ками Фудзивара-но Гэнсин. "Мусаси" здесь является названи-
ем местности, "но-ками" означает "благородный человек", а "Фудзива-ра" - это имя
знатного рода, который играл важную роль в истории Японии около тысячи лет
назад.
Отцом Миямото Мусаси был Синмэн Му-нисай, опытный мастер меча и
дзиттэ (короткая железная дубинка с тупым концом). Однажды в имении Асикага
проводился турнир, на котором Мунисай отличился и наблюдавший за поединка-
ми сёгун назвал его "главным мастером боевых искусств Японии". В молодости
Миямото Мусаси тоже изучал технику поединка на дзиттэ. Поскольку короткая
дубинка в реальном поединке имела ограниченную сферу применения, позже Му-
саси обратился к двум мечам, длинному и короткому, которые и принесли ему
славу непобедимого воина.
Непонятно, обучался ли Мусаси в юности боевым искусствам у кого-то,
кроме его отца, но известно, что когда Мусаси исполнилось семь лет, его отец по-
кинул семью (по другим сведениям в это время он был убит). Вскоре умерла и
мать, и тогда воспитанием Бэн-но-сукэ, как называли мальчика в детстве, занял-
ся дядя по материнской линии, по призванию священник. Биографы Мусаси ут-
верждают, что с раннего детства мальчик был агрессивен и настойчив, высок и не
по годам силен.
Когда в конце века Японию захлестнули войны, итогом которых в 1603 году
стало объединение страны под властью сёгуна Иэясу, Мусаси был воинственным
подростком и круглым сиротой. Трудно сказать, кому пришло в голову вдохновить
этого тринадцатилетнего мальчика из самурайской семьи на поединок с извест-
ным воином по имени Арима Кихэй, самураем школы боевых искусств Синто-рю,
который изучал искусства меча и копья. Предание гласит, что мальчик свалил бы-
валого воина на землю и, когда тот пытался подняться, наносил ему удары палкой
по голове. В конце концов у Кихэя горлом пошла кровь, и он скончался.
Следующий поединок Мусаси состоялся, когда ему было шестнадцать. В
этот раз он победил самурая по имени Тадасима Акияма. Впоследствии Мусаси
странствовал по стране, участвовал в поединках и шесть раз принимал участие в
крупномасштабных военных действиях. Хотя традиция странствующих воинов
была известна задолго до рождения Мусаси, на XVI и XVII века приходится рас-
цвет этого образа жизни самураев. В это время жили многие легендарные лично-
сти в истории японских боевых искусств: Камиидзуми Исэ-но-ками, Ито Иттосай,
Ягю Дзюбэй и другие.
Мусаси прославился тем, что был, как предполагают некоторые исследова-
тели, первым, кто использовал в поединках одновременно оба самурайских меча,
длинный и короткий. Поэтому он называет свою школу Нито-рю (стиль двух ме-
чей). Отсюда же происходит и псевдоним, который Мусаси избрал себе как ху-
дожник, - Нитэн (два неба). Хотя в настоящее время в Японии по-прежнему есть
школа фехтования под названием Нито-рю, нет надежных свидетельств в пользу
того, что именно Мусаси был ее основоположником. Известно также, что в по-
единках с очень опытными противниками Мусаси не пытался использовать одно-
временно оба меча.
Итак, прежде чем перейти к оседлому образу жизни в возрасте пятидесяти
лет, Мусаси провел много лет странствующим мастером, пытаясь усовершенство-
вать свою технику и выработать собственный стиль. В это время он чуждался об-
щества и направлял все свои силы на поиски просветления на Пути меча. Стре-
мясь к совершенству, Мусаси не щадил себя. Нередко голодный и бедно одетый,
он путешествовал по всей Японии под дождем и снегом, не заводя семью и не за-
нимаясь ничем, кроме своего искусства. Предание гласит, что он никогда не хо-
дил в баню, боясь, что враги застигнут его врасплох без оружия, и поэтому вид у
него всегда был неухоженный и свирепый.
В битве при Сэкигахара (1600), в которой Иэясу победил войска Хидэёси и
стал сёгуном Японии, Мусаси воевал в армии Асикага на стороне Хидэёси. Он
выжил в ужасной трехдневной резне, в которой погибло семьдесят тысяч человек,
а затем смог избежать участи рассеявшихся остатков армии Хидэёси, подвергав-
шихся жестоким преследованиям. В 1605, когда Мусаси исполнился двадцать
один год, он отправился в столицу, Киото, где собирался отомстить семейству
Ёсиока, потомственным учителям фехтования в доме Асикага. Впоследствии сё-
гун запретил этому семейству преподавать кэндо, после чего оно стало семейством
известных маляров и остается таковым вплоть до настоящего времени. Мунисай,
отец Мусаси, был частым гостем при дворе Асикага, и в разное время его вызыва-
ли на дуэль три представителя семейства Ёсиока, одного из которых ему не уда-
лось победить. Возможно именно этим обстоятельством руководствовался Мусаси,
когда избрал объектом своей кровной мести Ёсиока Сэйдзиро, главу семейства.
Поединок должен был проходить на болоте за городом. Сэйдзиро был воо-
ружен настоящим мечом, тогда как Мусаси остановил свой выбор на деревянном.
В первой же стремительной атаке Мусаси удалось уложить противника на землю,
после чего он жестоко избил его. Слуги унесли своего господина домой, заверну-
тым в покрывало. Впоследствии опозоренный Сэйдзиро сбрил волосы на макушке
головы, тем самым признав себя недостойным самурайского звания.
После этого Мусаси продолжал жить в Киото, и его присутствие не давало
покоя воинственному семейству. Дэнситиро, второй по старшинству брат Сэйд-
зиро, вызвал Мусаси на поединок. Применив военную хитрость, Мусаси опоздал к
назначенному времени, а затем в считанные секунды после начала поединка уда-
ром деревянного меча проломил противнику череп.
Но семейство Ёсиока в третий раз вызвало Мусаси на поединок. В этот раз
с Мусаси должен был сражаться младший брат Сэйдзиро, Ханситиро, который
был еще подростком. Место поединка было выбрано у сосны на краю рисового по-
ля. Мусаси прибыл на место задолго до назначенного времени, спрятался за со-
сной и принялся ждать. Через некоторое время появился мальчик. Он приехал в
сопровождении свиты до зубов вооруженных слуг, одетый в боевые доспехи и ис-
полненный решимости победить Мусаси любой ценой. Мусаси не спешил показы-
ваться, выжидая в тени сосны. Когда прибывшие решили, что Мусаси испугался
очередного поединка и покинул Киото, он внезапно выскочил из укрытия и зару-
бил мальчика. Затем, орудуя двумя мечами одновременно, ему удалось прорубить-
ся сквозь плотное кольцо нападавших и бежать.
После этих ужасных событий Мусаси скитался по Японии, став легендой
своего времени. Мы встречаем упоминание его имени в хрониках, дневниках и
народных преданиях по всей стране от Токио до Кюсю. До двадцати девяти лет он
провел больше шестидесяти поединков и победил в каждом из них. Самое раннее
письменное упоминание о Мусаси содержится в "Хронике двух небес" ("Нитэн-
ки"), составленной одним из учеников Мусаси вскоре после его смерти.
В 1605 году, когда имели место поединки с представителями семейства
Ёсиока, Мусаси посетил храм Ходзоин на юге Киото. Здесь он сражался с Оку
Ходзоином, учеником дзэнского мастера Хоина Инэя. Ходзоин изучал поединок на
копьях и был явно не чета Мусаси, который дважды победил его с помощью ко-
роткого деревянного меча. После этого Мусаси некоторое время жил при храме,
изучая новую технику и общаясь с монахами, которые практикуют искусство по-
единка на копьях вплоть до наших дней. Интересно отметить, что вначале слово
осе (буддийский священник) означало "учитель копья".
Находясь в провинции Ига, Мусаси встретил воина по имени Сисидо Бай-
кин, который в совершенстве владел цепью и серпом. Пока Сисидо размахивал
своей цепью, стараясь улучить момент, чтобы ударить Мусаси, тот выхватил кин-
жал, сделал резкий выпад вперед и пронзил грудь противника. Наблюдавшие за
поединком ученики Сисидо бросились на Мусаси, но он обратил их в бегство, вир-
туозно размахивая двумя мечами в четырех направлениях.
В Эдо воин по имени Мусо Гоносукэ пришел к Мусаси, чтобы вызвать его
на поединок. Б это время Мусаси был занят изготовлением лука, но тут же принял
вызов и, подняв свои недоделанный лук, показал гостю, что готов использовать
его в качестве меча. Гоносукэ с настоящим мечом в руках сделал стремительный
выпад в сторону Мусаси, но тот уклонился и ударил его по голове своей легкой
палкой. Гоносукэ испугался и убежал.
Однако не все встречи Мусаси с мастерами боевых искусств заканчивались
поединками. Говорят, что однажды Мусаси встретил на улице известного самурая
Ягю Хёго, племянника не менее знаменитого Ягю Тадзима-но-ками. Хотя Мусаси и
Хёго до этого ни разу не виделись, они сразу же узнали друг друга и после корот-
кого разговора стали друзьями. Хёго пригласил Мусаси в свое имение, где они пи-
ли сакэ и играли в го, как старые знакомые. Мусаси гостил у Ягю Хёго довольно
долго, но два великих мастера ни разу не скрестили мечи. Впоследствии Мусаси
так высказывался об этой встрече: "То, что я сразу узнал Хёго, было таинственным
действием ума, без причины и цели. Почему мы не вызвали друг друга на поеди-
нок? В этом не было необходимости, потому что мы безмолвно постигли равенство
нашего мастерства". Эта встреча напоминает другую встречу равных, встречу
Будды и его ученика Кашьяпы, в ходе которой Будда показал цветок, а Кашьяпа с
пониманием улыбнулся.
Позже, странствуя в провинции Идзумо, которая всегда славилась масте-
рами боевых искусств, Мусаси обратился к господину Мацудайра с просьбой раз-
решить ему поединок с самым сильным из его слуг. Было решено, что против Му-
саси выйдет человек с двухметровым деревянным шестом. Мусаси использовал
два деревянных меча. Поединок проходил в саду библиотеки господина Мацудай-
ра. Мусаси загнал противника на ступени веранды, подался вперед, угрожая на-
нести ему удар в лицо, и когда тот принял защитную стойку, ударил его одновре-
менно по обеим рукам. Тот выронил свой шест.
К удивлению собравшихся, господин Мацудайра тоже вызвал Мусаси на
поединок. Мусаси стал оттеснять его в сторону тех же ступеней, на которых толь-
ко что победил предыдущего соперника. Господин Мацудайра яростно пытался
сдержать натиск, но Мусаси неожиданно сломал его меч пополам "ударом огня и
камней". Господин поклонился Мусаси, признав свое поражение, и после этого
Мусаси некоторое время гостил у него на правах учителя.
Но самая известная дуэль с участием Мусаси состоялась в 1612 году, когда
он находился в городе Огура в провинции Бундзэн. Его противником был Сасаки
Кодзиро, молодой воин, создавший сильную фехтовальную технику цу-бамэ-гаэси
("ласточкин заслон"), моделью для которой послужило движение хвоста ласточки в
полете. Кодзиро был слугой господина провинции Хосокава Тадаоки (этот при-
мерный самурай своего времени послужил прототипом вероломного Бунтаро в
романе Джеймса Клавелла "Сёгун"). С помощью другого слуги, которого звали На-
гаока Сато Окинага и который в свое время был учеником отца Мусаси, господи-
ну Тадаоки было подано прошение разрешить поединок Кодзиро и Мусаси. Та-
даоки удовлетворил прошение и назначил поединок на восемь часов утра сле-
дующего дня. Местом поединка должен был стать небольшой остров, находящийся
в нескольких милях от Огура.
Накануне поединка Мусаси покинул свое временное жилище и переехал в
дом Кабаяси Таро Дзаэмона. По городу распространились слухи, что Мусаси боит-
ся утонченной техники Кодзиро и собирается бежать из города. На следующий
день в восемь часов Мусаси спал так крепко, что хозяин дома не мог его разбу-
дить, пока не пришли официальные представители от господ, собравшихся на
острове. Тогда Мусаси встал, выпил воду, которую ему принесли, чтобы он умыл-
ся, отправился прямо на берег и сел в лодку. Сато Окинага, работая веслами, на-
правил лодку в сторону острова. Тем временем Мусаси, подвязав рукава кимоно
бумажными веревочками, принялся вырезать деревянный меч из запасного весла,
которое было в лодке. Закончив вырезать меч, он улегся на дне лодки, чтобы от-
дохнуть.
Когда лодка приблизилась к берегу, Кодзиро и почтенные господа, собрав-
шиеся, чтобы наблюдать поединок, были удивлены тем, что они увидели. Непри-
чесанный, с полотенцем, повязанным вокруг головы, и длинным веслом в руках,
Мусаси спрыгнул в воду и бросился к. месту поединка. Кодзиро обнажил свой
длинный меч, изготовленный прославленным мастером Нагамицу, и отбросил в
сторону ножны. "Ты прав, ножны тебе больше не понадобятся!" - выкрикнул Му-
саси, налетая на противника со своим веслом. Кодзиро вынужден был нанести
удар первым, но Мусаси одним движением отразил меч и ударил его по голове.
Падая, Кодзиро напоролся на собственный меч и скончался. Увидев, что поединок
закончен, Мусаси поклонился собравшимся и сразу же побежал обратно к лодке.
В некоторых вариантах истории говорится, что когда Кодзиро упал, Мусаси попя-
тился, бросил весло, выхватил оба своих меча и с криками ликования принялся
размахивать ими в воздухе.
Приблизительно в это время Мусаси перестал пользоваться в поединках
боевыми мечами. Никто больше не сомневался в его непобедимости. В дальней-
шем Мусаси посвятил себя поиску глубинного понимания Пути меча.
В 1614 и затем в 1615 годах он снова воспользовался возможностью поуча-
ствовать в военных действиях и штурме крепости. Сёгун Токугава Иэясу осадил
крепость Осака, в которой засели восставшие сторонники Асика-га. Мусаси при-
соединился к армии сёгуна как в зимней, так и в летней кампаниях, на этот раз
воюя против тех, на чьей стороне он был в битве при Сэкигахара.
По словам Мусаси, он постиг суть стратегии в 1634 году, когда ему было
пятьдесят или пятьдесят один. В этом же году он поселился в Огура вместе со
своим приемным сыном по имени Иори, который был беспризорным мальчишкой,
пока Мусаси не подобрал его во время странствий в провинции Дэва. Впоследст-
вии Мусаси больше ни разу не покидал остров Кюсю, а Иори поступил на службу к
Огасавара Тададзанэ и в составе его армии подавлял восстание японских христи-
ан в Симабара в 1638 году.
Мусаси провел в Огура шесть лет. В 1640 году он принял приглашение гос-
подина Тада-тоси Хосокава и поселился в его замке Кумамо-то. Здесь Мусаси про-
вел несколько лет, занимаясь преподаванием фехтования и рисованием картин. В
1643 году Мусаси отправился жить в горную пещеру Рэйгэндо, где за несколько
недель до смерти, 19 мая 1645 года, написал для своих учеников "Книгу пяти ко-
лец". Впоследствии Мусаси был известен в Японии под именем Кэнсэй, что озна-
чает "бог меча".
Вызывает особый интерес вопрос о том, был ли Миямото Мусаси лично зна-
ком с Такуа-ном Сохо. Хотя не существует письменных документов, подтвер-
ждающих прямое влияние Такуана на Мусаси, есть легенды о встрече этих двух
героев своего времени. Создается впечатление, что Такуан со своим глубоким по-
ниманием дзэн и искусства меча лучше, чем кто-либо другой, мог вдохновить Му-
саси на неустанные поиски совершенства за пределами техники. В пользу этой
гипотезы говорит и то, что Мусаси и Такуан являются уроженцами одних мест:
Мусаси родился в деревне Миямото, которая находится по другую сторону горы от
места рождения Такуана, деревни Идзуси.
Кроме того, Такуан был на двенадцать лет старше Мусаси, и поэтому Муса-
си мог встретить Такуана в ходе своих скитаний. Это особенно вероятно, если
принять во внимание, что Такуан, в отличие от других буддийских монахов, все-
гда проявлял интерес к боевым искусствам. Многие из друзей Такуана лично зна-
ли Миямото Мусаси. Так, Такуана связывала дружба со многими представителями
семейства Хосокава, в частности, с Тадатоси Хосокава (1585-1641), в имении ко-
торого Мусаси неоднократно бывал, а в конце своей жизни прожил целых три го-
да (1640-1643).
На этом мы заканчиваем наш короткий экскурс в историю жизни Мусаси.
Хотя достоверно о нем известно очень мало, для многих важны не столько истори-
ческие факты, сколько легенды об этом человеке. Уже в период Токугава непобе-
димый Мусаси стал героем пьес театра Кабуки, а в современной Японии он боль-
ше всего известен по многотомному роману "Мусаси", который выдержал множе-
ство переизданий и экранизаций. В то же время для пожилых японцев одними из
самых ярких воспоминаний являются радиоспектакли по этому роману, пользо-
вавшиеся огромной популярностью во время второй мировой войны. Возможно,
Мусаси занимает особое место в сердцах японцев потому, что он был последним в
своем роде, олицетворением перехода от искусного воина эпохи "Воюющих
царств" к бюрократу-ученому эпохи Токугава.