Поспешишь — людей насмешишь
В последнее время я часто смеюсь над собой. Я совершаю такие нелепые ошибки, что над ними в самую пору смеяться. Помню, как старший брат говорил мне когда-то: «Чего ржёшь? Дураком растёшь!» Не знаю, возможно, я дураком и вырос, но всё-таки те зачатки интеллекта, что я имею в своём распоряжении, всё же подсказывают мне, что ошибки, и даже нелепые ошибки, совершает каждый, вне зависимости от того, насколько он умён. А всё потому, что жизнь — это попытка решить уравнение с множеством неизвестных. И чем больше ты узнаёшь, тем больше новых неизвестных всплывает.
Поэтому не ошибаться мы не можем. Мы можем лишь изменить своё отношение к событиям, определяемым нами как «промахи». Это позволит нам, подобно еловой ветви, гнуться под тяжестью жизненных обстоятельств, гнуться, но не ломаться. Именно отношение к себе и миру в конечном итоге определяет уровень нашей стрессоустойчивости.
И лучший способ изменить это отношение, сделав шаг в сторону психической стабильности и спокойствия — это перестать суетиться, перестать подпрыгивать и мандражировать, перестать изображать из себя спринтера, возомнившего, что он может куда-нибудь добежать, если очень постарается. Бежать некуда, ибо, как сказал американский профессор медицины Кабат-Зинн Джон: Куда бы ты ни пошёл, ты всегда уже там.
Slow Life: живите медленно
Во всём мире набирает популярность анти-тренд «Slow Life», сторонники которого справедливо считают, что безумная гонка в производстве и потреблении существует благодаря мышлению обывателя, вечно неудовлетворённого, капризного, спешащего и трясущегося от страха.
Сторонники медленной жизни культивируют осознанное отношение ко всякому действию: не спешите совершать какое-либо действие, не ответив предварительно на вопрос «а стоит ли?». И, как правило, оказывается, что не стоит. Это как раз тот случай, когда лучше стоять на месте, чем бежать куда-то сломя голову.
«Slow Life» предлагает замедлить свою жизнь через обращение своего внимания в текущий момент, научившись отрываться от тревожного и беспутого планирования: гуляйте просто так, общайтесь со своей семьёй, просто разговаривайте друг с другом. Вступая в диалог, слушайте, но не спешите сказать. Создавая творение, наслаждайтесь и не спешите закончить. Обедая, вкушайте, но не спешите забить желудок. Читая, не спешите загромоздить свой мозг неперевариваемым объёмом информации.
Медленная жизнь — это умение взаимодействовать с текущим моментом, избавляясь от суеты и спешки. По-моему, прекрасный способ защитить себя в век информационной перегруженности и бешеного ритма городской жизни. Давайте остановимся и попробуем ответить на вопросы «Кто мы» и «Куда мы идём?».
Как замедлить свою жизнь
Философия «Slow Life» пришлась мне по душе, так как в ней я увидел реализацию принципов психорегуляции, заложенных в метод «Охотник». Хотя, дело не только в способности управлять состоянием своей психики через культивирование медленной жизни. Дело ещё и в энергообеспечении: если вы желаете чувствовать себя хорошо, не превращайтесь в рабочую лошадку. Почаще думайте о том, что у каждой лошадки есть свой хозяин.
Итак, для реализации принципов размеренной и осознанной жизни нам понадобиться навык управления своим временем. Ведь речь идёт не только о том, чтобы никуда не спешить. Нам важно при этом ещё и всё успевать. А для этого требуется избавиться от всего лишнего в своей жизни, а действительно нужное привести в порядок.
Создайте определённый распорядок дня и даже более того: сформируйте некий недельный ритм. При чём организуйте его так, чтобы у вас всегда был запас времени. Запас времени — это запас энергии. Только при наличии неких резервов мы можем куда-то развиваться.
Наличие резервов позволит вам действительно качественно делать то, что вы делаете, не боясь куда-то опоздать. Это как раз тот случай, когда лучше меньше, да лучше. Попробуйте, и убедитесь, что организовав свою жизнь по принципу рационального ритма, вы успеваете сделать куда больше, а качество вашей жизни возрастает в разы.
Как бесцельность порождает цельность
Философия медленной жизни обладает очень сильным методологическим подходом к осмыслению человеком самого себя.
По жизни человеком движет неудовлетворение. И человек ищет счастья, чтобы от этого неудовлетворения избавиться. Но изучая сам феномен счастья, рано или поздно, он приходит к выводу, что счастье не достигается успешным финишированием (хотя бы потому, что финиша не существует), а заключается в умении наслаждаться самим бегом. Но можно ли им наслаждаться? Можно, если уметь управлять своим отношением к действительности.
Действительность подобна гранёному камню: как ни поверни, всё равно какие-то грани будут скрыты. Поворачивая этот «камень» в своих руках, мы можем акцентировать внимание на тех или иных аспектах бытия, а через это влиять на характер своей эмоциональной оценки.
Таким образом, человек оказывается способным избавиться от неудовлетворения. Но не путём попытки удовлетворить очередной каприз, в спешке расталкивая других жаждущих, а через осмысление того, что всё, что нам нужно для счастья уже есть у нас: энергия, воля и свобода.
Когда мы сбрасываем с себя шкуру бешеной овцы и изгоняем позорную спешку из своей жизни, мы обретаем спокойствие через цельность. Обретая цельность, мы обретаем самих себя. И делается это через отказ от тех примитивных целей, что развешивают перед нами политтехнологи и маркетологи.
Отказавшись от погони за подвешенной перед носом морковкой, человек перестаёт быть марионеткой в лапах внешнего мира. Он обретает духовную свободу.
Впрочем, не стоит думать, что это сродни некому «просветлению», ниспавшему на голову человека однажды и навсегда. Нет. Осознание — это свет той лампочки (волевого центра), что имеет свойство гореть с разной степенью яркости, и периоды осознанности неизбежно сменяются периодами мрака. Но не стоит переживать по этому поводу, ибо таковы законы природы, законы мироздания. А они — вне наших моральных оценок.