Чехи пишут:
Более чем 30 лет назад в Чехии произошло гигантское изменение, которое выдавалось за переход от политически управляемой экономики к свободной рыночной. Утверждалось, что вместо директивных вмешательств мы перейдем к экономике, в которой стоимость товаров и услуг будет определять свободная игра спроса и предложения. Отпадет деформирующая интервенция государственной власти, и потребности клиентов будут напрямую влиять на то, кто и по какой цене что будет покупать. Зная современную ситуацию, можно сказать, что все это было буквально образцовой дезинформацией.
Как обстоят дела в реальности? Вместо свободной игры предложения и спроса тон в экономике задают деформирующие и бессмысленные директивы, поступающие от каких-то никем не избранных комиссаров. Их идеи скрываются за экологическими лозунгами, а на самом деле это лишь результат скрытых игр лоббистских групп, стоящих за спинами этих комиссаров. Вместо обещанной свободной торговли другие влиятельные группы решают, насколько невыгодно что будет покупаться у той или иной страны. Антикоммунистический филолог, стоящий во главе правительства, договаривается о продаже самолетов коммунистическому Вьетнаму и улаживает сделки с Казахстаном, хотя торговля с Россией запрещена, и Тайванем, хотя торговать с Китаем недопустимо. Это, так скажем, политическая необходимость несуверенной страны. Но тогда стоило бы доходчиво объяснить, где во всем этом хваленая рыночная рациональность, и зачем вообще говорить о глобализованном свободном рынке.
Насколько в этой системе клиент — хозяин, как нам перед выборами красноречиво обещали на протяжении трех десятилетий? Стоимость товаров и услуг у нас определяется чем угодно, но только не расходами производителей и не спросом потребителей. Разве чешские потребители просят более дорогой электроэнергии и газа, чем те, которыми пользуются потребители в других государствах Европейского Союза? Разве чехам нужен более высокий НДС на продукты питания, лекарства и книги, чем раньше? Разве наши граждане хотят то зерно, от импорта которого отказались соседние государства из-за его несоответствия гигиеническим стандартам?
Как прошла обещанная модернизация экономики? Ее результатам стало, например, то, что люди в Северной Моравии платят фантастические суммы за обычную воду. В золотую эпоху приватизации водопроводы и канализация в этой части Моравии и Силезии были проданы английской и французской фирме. Сменив несколько владельцев, водоснабжение Северной Моравии оказалось временно в словацких руках, а потом перешло к испанской компании. Его мнимая модернизация выражается только в постоянно растущих суммах, указанных в счетах.
Как известно, сегодня левые в Чехии никак политически не представлены. Те, кто все еще выдают себя за левых из какого-то упорства, занимаются только исключением членов с разумными воззрениями. Но можем ли мы говорить хотя бы о правых в условиях, когда принцип рынка, который эти правые должны отстаивать, подчинен директивному руководству и перечеркнут бюрократическими директивами, зарубежными и отечественными?
Ложь о запуске рыночной экономики, которая уже скоро якобы принесет процветание всем, позволила целым поколениям наших политиков найти себе хлебное место и получать высокие зарплаты из денег налогоплательщиков. Из денег тех самых людей, которых сегодня "демократические" руководители запугивают, подталкивают к доносам и преследуют. Так что же тут от свободного рынка?
Во всех справочниках написано, что рыночная экономика является неотъемлемой частью самого базиса демократии. Почему же у нас сегодня нельзя говорить о том, что наши демократические политические партии без рыночной экономики вполне себе хорошо обходятся?
Очевидно, конечно, что всё это не в одной Чехии происходит. Ай да рынок, ай да капитализмов сын!