killbuddha.ru (встретишь Будду - убей Будду)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » killbuddha.ru (встретишь Будду - убей Будду) » Книги » Художественная литература.


Художественная литература.

Сообщений 1 страница 30 из 56

1

Есть такие книги, которые прочел и жалеешь, что закончилась. Посоветуйте, если вам такие посчастливилось читать.

Последнее, что помню из таких:
Черный баламут. Олди.
Момент истины (В августе сорок четвертого). Богомолов.

2

корочче, "книги которые вам понравились"?

3

lime написал(а):

Последнее, что помню из таких:
Черный баламут. Олди.

+1. Перечитала всего Олди, но эта книга, пожалуй, единственная, которая подходит под это ваше описание.
Из любимы "стареньких":
В. Равалек "Ностальгия по черной магии".
Н. Гейман "Американские боги".
А. Кларк: "Конец детства", "Свидание с рамой", "Фонтаны Рая", "Лунная пыль" (и не только).
Р. Хайнлайн: "Луна - суровая хозяйка", "Дети Мафусаила", "Гражданин Галактики" (и не только).
Ф. Герберт "Дюна".
Стругацкие "Град обреченный", "За миллиард лет до конца света" (и не только).
Л. Фейхтвангер "Еврей Зюсс".
Л. Улицкая "Даниэль Штайн, переводчик".
А. Геласимов "Рахиль".
З. Прилепин "Санькя".
Может, что-то не вспомнила, остальное - проходящее.
Собираюсь поискать что-то интересное из новых авторов, удастся, напишу.
Но сначала, прочитаю "Момент истины" Богомолова, заинтриговали.

Отредактировано Savana (2013-03-14 17:13:34)

4

А.Загорцев "Город"(обе части)

5

САВ написал(а):

А.Загорцев "Город"(обе части)

Тоже вспомнилась книга про Чечню: "Патологии" З. Прилепина, но не стала её упоминать.

6

"Колодезь" Логинов.
Про 17 век, восточные странствия русского парня. Приключения, история и чуть-чуть фантастики. Если надоела мистика - самое то. Жаль, что уже закончилась.

7

ладно, давайте уж и я чего-нибудь разрекламирую.

Морис Дрюон. Цикл исторических романов "Проклятые короли" (правда я его частично читал).

В общем, там практически все реальные исторически лица, жившие в 13-14 веках. Прочитав эти романы вы будете знать почти всю генеалогию французских и английских королей. Ну, и соответственно, будете в курсе тех событий, которые тогда были.

В общем, книги с пользой!

ps Морис Дрюон когда-то был даже министром во Франции!

8

Перенесемся в тот день, когда Манус повторно навещает меня в больнице. Он смотрит на фотографии форматом восемь на десять на глянцевой бумаге, на которых я по подбородок закрыта белой простыней, и говорит, что мне следует продолжать жить полноценной жизнью. Что я должна начинать строить планы на будущее. Может, возобновить учебу. Получить степень.
Он сидит рядом с моей кроватью и держит перед собой фотографии таким образом, что я не вижу ни их, ни его лица. Я пишу карандашом на листе бумаги, что тоже хочу взглянуть на снимки.
- Когда я был ребенком, мы занимались разведением доберманов, - говорит Манус из-за фотографий. - Когда щенку исполняется шесть месяцев, следует купировать его уши и хвост. Так принято. Для этого едешь в мотель, в котором останавливается занимающийся этим человек. Он передвигается из города в город, из штата в штат и купирует хвосты и уши тысяч щенков доберманов, боксеров или бультерьеров. На листе бумаги я пишу:
о чем это ты?
Я машу листом перед лицом Мануса.
- О том, что ты до конца своих дней будешь ненавидеть того человека, который отрезал твои уши и хвост, - говорит Манус. - Поэтому-то люди и ведут своих щенков не к местному ветеринару, а к незнакомцу.
Все еще просматривая одну фотографию за другой, Манус добавляет:
- Из тех же самых соображений я не хочу показывать тебе эти снимки.

Где-то за пределами больницы, в душном номере мотеля, заваленном окровавленными полотенцами, рядом с коробкой инструментов - ножей и игл - или в машине на пути к своей очередной жертве, или склоняясь над щенком, заторможенным от потрясения, сидящим в ванне с кровью, есть человек, которого ненавидят миллионы собак.

"Невидимки", Чак Паланик

9

wp2 написал(а):

Морис Дрюон. Цикл исторических романов "Проклятые короли" (правда я его частично читал).

Ну, еле оторвался, наверное! ))

10

я прочитал, что у меня было. Книга ждала своего часа лет 20!  http://wp2.users.photofile.ru/photo/wp2/200620914/207438979.gif
Просто хочется еще почитать.

11

Начала скачивать "Момент истины" и сразу дошло про уточнение в скобках - фильм, который смотрела много раз. Пока не готова познакомиться и с книгой, поэтому присмотрюсь к упомянутой здесь же книге Логинова.
Теперь мой оригинальный анонс -
не советую читать эту книгу:
Жан Гранже "Черная линия".
Книга о серийном убийце - интеллектуале, нашедшем свои "истины" и в т.ч. в буддизме.
Это приобщение к злу или прочь из моей головы. Величие, патология, желание - жалкая, ничтожная предсказуемость. А если вы, как и я, не сможете остановиться не дочитав до конца, то поймете смысл послания паблику, заключенное в самом названии - это ваша черная линия. К этому посланию в книге дается не один ключ.
Интересные мысли:
Люди верят в своих внутренних демонов, что сродни слепой религиозной вере и за этим стоит желание.
После полового созревания люди попадают во власть своего желания - не свободны от него (это и по Фрейду).
В общем, неприятная книга, которую лучше не читать, даже, если очень надоела мистика.)

Отредактировано Savana (2013-03-24 19:02:37)

12

Еще присмотрела у Гранже вот эту книгу, прикольный анонс.
Присягнувшие тьме:
http://reeed.ru/lib/books/prisyagnuvshie_tme/?page_no=0
Вот, только ее последнюю, и всё - перехожу на светлую сторону..)

Отредактировано Savana (2013-03-24 21:31:19)

13

Savana написал(а):

Начала скачивать "Момент истины" и сразу дошло про уточнение в скобках - фильм, который смотрела много раз. Пока не готова познакомиться и с книгой, поэтому присмотрюсь к упомянутой здесь же книге Логинова.
Теперь мой оригинальный анонс -
не советую читать эту книгу:
Жан Гранже "Черная линия".
Книга о серийном убийце - интеллектуале, нашедшем свои "истины" и в т.ч. в буддизме.
Это приобщение к злу или прочь из моей головы. Величие, патология, желание - жалкая, ничтожная предсказуемость. А если вы, как и я, не сможете остановиться не дочитав до конца, то поймете смысл послания паблику, заключенное в самом названии - это ваша черная линия. К этому посланию в книге дается не один ключ.
Интересные мысли:
Люди верят в своих внутренних демонов, что сродни слепой религиозной вере и за этим стоит желание.
После полового созревания люди попадают во власть своего желания - не свободны от него (это и по Фрейду).
В общем, неприятная книга, которую лучше не читать, даже, если очень надоела мистика.)

заинтересовало  http://wp2.users.photofile.ru/photo/wp2/200620914/207438979.gif

14

Таких  историй  Рогов  за  пятнадцать лет скопил  множество. Совершенно
достоверны из  них были, правда, только  пятнадцать --  остальные напоминали
апокрифы,  и получил он их из третьих  рук.  Но  те,  которые  он  слышал от
участников  и  не  подвергал  сомнению,  были  почти  одинаковы,  сходясь  в
большинстве деталей.  Лишь два случая несколько разнились от прочих: один он
услышал от дальнего родственника с отцовской стороны, когда отец возил его к
себе на  родину в  Ленинград, а второй -- от попутчика в поезде. Эти истории
стекались к  нему  по  какому-то  странному  закону, а  может,  люди  просто
чувствовали его интерес. В обоих случаях никакого телефонного звонка не было
и никто ничего  не передавал, тогда  как в семи из тринадцати прочих историй
фигурировало обещание  передать  что-то,  на словах  или в  виде свертка, но
непременно  лично.  Оба возвращенца  появлялись  въяве  -- одного  видели  в
трамвае  в начале  сорок девятого (он  исчез  в августе сорок  первого года,
взятый  при начале  блокады за пораженческие слухи),  а  второй  померещился
случайному роговскому попутчику  уже  в пятидесятом, в  телефонной будке. Он
звонил  кому-то,  не  забывая  спокойно,  но  внимательно  оглядываться   по
сторонам. Заметил он  и  давнего фронтового  знакомца. Этот  самый  знакомец
сорок лет спустя  ехал на встречу с однополчанами по тридцать пятой дивизии,
собиравшимися  в  Калаче-на-Дону.  Дело  было  осенью  девяностого  года,  и
третьекурсник  Рогов,   младший  сержант   запаса,  не  дослуживший  год  по
милосердию Минобороны (всех  призванных  студентов  отпустили домой), ехал в
Ростов на конференцию  истфака местного университета. В вагоне-ресторане они
и разговорились.
     -- Его арестовали за какие-то  письма, -- рассказывал старик. -- Он был
отличный офицер,  хотя  человек высокомерный и со  странностями,  как многие
москвичи. Но я уважал его за храбрость, и мы  часто  разговаривали.  Он знал
много  стихов,  некоторые я попросил  списать,  чтобы  послать жене.  Что-то
Блока,  кажется... Постойте, я, кажется,  даже наизусть помню.  "Дуют четыре
ветра, волнуются семь морей, все неизменно в мире, кроме души моей..."
     -- Это не Блок, -- покачал головой Рогов.
     -- Да? Ну, может  быть, он сам  писал... Я ведь военный, не специалист.
--  Старик  задумался. -- Да, может,  и  сам. Его вызвали в особый  отдел, и
больше он  не  вернулся. Я  знал, что у него арестованы  родители,  какие-то
московские   шишки,  и  он  надеялся   выслужить   им  прощение.  На  фронте
рассказывали  про такие случаи. В нем  было что-то такое, знаете... какой-то
слом,  предназначение,  если  хотите. Я за  войну и  потом,  когда остался в
армии, такие вещи  научился различать  лучше любой гадалки.  Но все-таки мне
обидно было, что он гибнет ни за что, и  жалко было родителей --  он немного
про  них  рассказывал. Он  писал отцу  в  лагерь  и  матери в  ссылку,  мать
отвечала, а от отца давно ничего  не было. В начале войны многих заключенных
утопили на баржах, -- вы, наверное, знаете.
     Рогов кивнул.
     --  Обратиться напрямую  к  особисту я,  конечно,  не мог, -- продолжал
попутчик. -- Я  был  обычный старший лейтенант, пусть уже и представленный к
ордену, и  никто  не стал  бы  передо  мной отчитываться. Но слухи  до  меня
доходили, и я  узнал, что  его  как раз и  взяли  за переписку  с отцом. Это
показалось подозрительным, да и мало ли  что он мог там писать. Больше о нем
не было  никаких  сведений,  но  я  его не забывал,  хотел  даже матери  его
отписать, но не знал адреса. Искал, не нашел. Однажды, году в сорок седьмом,
я случайно встретил  того особиста  --  пересеклись  у  нашего помпотеха, он
демобилизовывался. Особист  наш был  не такой, как  теперь про них  пишут, а
человек  смелый,  и я даже уважал его  вчуже. Выпили  крепко. И  я  набрался
храбрости,  спросил:  ну а  как  старший лейтенант  Сутормин? Может быть, вы
помните  его?  И представьте себе, он помнил. Сутормина  трудно было забыть.
Красавец, бледный... Он сказал, что его затребовали в Москву, дело оказалось
серьезное, как-то он попал под кампанию, что ли, -- все отрицал, ни в чем не
признался и сгинул. Особист мне  намекнул, что  в  живых его бы не оставили.
Сорок четвертый год, что вы хотите.
     И вот  представьте, я летом сорок восьмого приезжаю  в Москву по делам,
остановился  в  гостинице,  иду  на  ВДНХ  --   и  что  вижу?  Его,  живого,
невредимого!  То есть мне сначала  так показалось, что невредимого.  Стоит в
телефонной  будке,  накручивает  диск,   потом   что-то  говорит,   но   сам
посматривает  по  сторонам, словно опасается  слежки. Одет  кое-как,  костюм
поношенный, какого, знаете,  бродяга постыдился бы, -- но  на  нем  прилично
сидит,  на  нем   все  прилично  сидело,  даже  гимнастерка  прожженная,  --
представляете,  какие  у нас  в  сорок четвертом  были  гимнастерки? Сами не
мылись месяцами, чего уж тут... И  вот,  знаете, когда  водил  он глазами по
сторонам, вдруг заметил меня. Ни один мускул в лице не дрогнул. Он продолжал
говорить, но глаз с  меня уже  не сводил -- у него были черные пронзительные
глаза, огромные, я  по  ним-то  и увидел при  первом знакомстве,  что он  не
жилец. Демон, мы так и звали его. И вот смотрит, говорит, а рукой делает мне
знак: подойди! Вы меня, конечно, осудите, да я и сам себе теперь простить не
могу, -- но я словно врос в землю. Смотрю на него, глаз не отвожу, а шагнуть
боюсь.  Я и сейчас  вам  не  объясню, что  это было...  хотя  с конца  сорок
второго, с семнадцати лет был на  фронте  и  видел всякое. И даже скажу вам,
что  боялся  мало. Это был обычный страх,  где-то даже привычка. Поначалу он
ощущался, а потом приходила осторожность, навык, -- в общем, знали уже,  что
если не  лезть  на рожон, так, может,  и обойдется. Но тут я смотрел  в  эту
будку -- лето,  люди  кругом,  шум стоит,  машины, говор,  какие-то узбеки в
халатах,  --  а я стою от него в десяти метрах, и  мороз дерет меня по коже.
Потому что это был и Сутормин -- и не Сутормин.
     Самое страшное,  что  он  стал  будто  меньше ростом,  сплющило  его  и
пришибло. Он  был высокий, тонкий,  а тут  -- словно вырубленный  из дерева,
обкорнанный какой-то обрубок,  фигура неуклюжая,  квадратная. Лицо  бледное,
как всегда, но надулось: то ли  вода под кожей,  то ли он как-то весь оплыл,
опустился. Не потолстел, нет, но именно что оплыл. Он и сейчас был демон, но
даже не демон поверженный,  а  -- как  бы сказать -- если бы из демона вдруг
стал бес,  обычный бес,  -- вот так оно точнее всего.  Он словно  смотрел на
меня из такого ада, который только и есть  настоящий ад -- не  с кострами  и
сковородками, а вот, простите за сравнение, одна огромная параша, из которой
нету выхода, а  если и есть, то он  уже не нужен. И вот я до  сих пор думаю:
кому же он мог звонить?
     -- Наверное, хотел что-то передать, -- машинально сказал Рогов.
     -- Что вы говорите? -- перегнулся к нему старик.
     -- Нет, так. А что дальше было?
     -- Ничего  не  было. Он поманил меня пальцем, а сам смотрит в  упор,  и
такое  глянуло на меня из его глаз, что собрал я все силы да и дернул прочь,
как  заяц.  Боевой  офицер,  с  наградами,  майор  артиллерии.  А  бежал  не
оглядываясь, очнулся  уже  на  какой-то окраине, куда  и  трамвай не  ходил.
Смотрю -- вечер, бараки вокруг -- длинные, безглазые. И мерещится мне, что в
них все такие, как он...  На  мое счастье, ехал мимо таксист.  Как  его туда
занесло? Не иначе,  ангела с машиной  прислали по  мою душу. "Садись, майор,
подвезу". Вернулся я в гостиницу,  пошел в  ресторан, напился, как давно  не
напивался, и всю ночь проспал как убитый. Только утром отпустило, но на ВДНХ
в тот раз я так и не побывал.
     -- И Сутормина больше не видели?
     --  И не видел, и сведений не имел. Хотел было запрос подать, но знаете
-- страх взял. Мне легче думать, что  обознался.  Все-таки любил же я его --
где  мне было с ним таким заново встречаться?  Ну  сами вы посудите, молодой
человек?
     -- Нет, вы скорее всего не обознались, -- задумчиво сказал Рогов.
     -- А почему вы так думаете?
     -- Не знаю. Тогда многие вернулись...
     -- Это верно, -- кивнул старик. -- Многие.  И видел я многих оттуда. Но
по  ним,  знаете, и не  сказать было  иногда. Как законсервировались  они  в
мерзлоте этой. Веселые, отличные  мужики... А таких  я  не видел, нет, таких
больше  не видел. Ну правда, и досталось  же ему -- сперва родителей  взяли,
потом фронт...
     -- Лазарь, -- сказал про себя Рогов, но старик расслышал.
     -- Вы думаете, все Каганович?
     -- Нет,  другой  Лазарь. Помните, Христос воскресил Лазаря, и  никто не
мог выдержать его взгляда?
     -- Не  читал,  -- виновато признался старик. --  Видите,  до сих пор не
удосужился...
     -- Жаль,  что  вы не подошли, -- сказал Рогов. -- Нет, нет, не платите,
пожалуйста. Позвольте мне.  Вы сами  не  представляете,  как  мне  важен ваш
рассказ.
     -- Вы не родня ему? -- Старик  прищурился. --  Бывают такие совпадения,
что ни в одной книжке не вычитаешь...
     -- Нет, -- ответил Рогов, -- не родня.

"Оправдание", Дмитрий Быков.

Вот, случайно набрел, еще даже не дочитал, но сам текст вызывает удовольствие - такое удовольствие от литературного языка я давно не получал, разве что исключая короткий рассказ Savana.

15

Ну и, значит, чтоб два раза не вставать - коль про Лазаря зашел разговор - это: "Елеазар", Леонид Андреев.

Отредактировано Так (2013-03-26 18:43:40)

16

lime написал(а):

Ну, еле оторвался, наверное! ))

чуть не сдох)

17

Может созрею когда нибудь и почитаю Черный баламут.

18

А меня так накрыло работой, что стало совсем не до чтения.

19

а я обычно читаю после ужина. Типа немного отдыхаю после еды, ну и заодно, чтобы не терять зря времени, немного читаю - страниц 15-20.

А за месяц уже и толстая книга получается!  http://wp2.users.photofile.ru/photo/wp2/200677888/211276834.gif

20

Книга, от которой трудно оторваться - Акунин, Черный город. Даже стыдно перед автором, что бесплатно скачал. Чтобы так написать, нужно наверное год в архивах сидеть. Под конец, правда, Фандорин совсем в Джеки Чана превратился на старости лет. Но все равно очень интересно.

21

Лев Толстой, вроде, не меньше сидел в архивах перед тем как написать Войну и Мир.

22

Случайно наткнулась на эту книгу, собираюсь прочитать, когда появится время.

Юкио Мисима "Золотой Храм", перевод Бориса Акунина.

Юкио Мисима - анфан-террибль японской литературы, безусловный мировой классик и писатель, в своем творчестве нисходящий в адовы бездны и возносящийся на ангельские высоты.
Роман "Золотой Храм" - шедевр, заслуженно признаваемый самым читаемым в мире произведением японской литературы. В его основу легла реальная история сожжения молодым монахом храма Кинкакудзи - знаменитого архитектурного памятника Киото. Чувствительного Мисиму. считавшего, что гибель делает Прекрасное еще более совершенным, это событие невероятно потрясло, и он осмыслил его в форме захватывающей притчи о великой и губительной силе Красоты. Для главного героя Мидзогути Золотой Храм стал живым объектом любви и поклонения, наваждением и проклятием...
Роман дан в переводе известного японоведа Григория Чхартишвили (Бориса Акунина) с предисловием о неординарной судьбе и эксцентричном творчестве писателя.

Отредактировано Savana (2013-09-25 17:55:26)

23

Мня тоже на японскую тему потянуло )) Буду Храм качать.
Скучаю по черному баламуту - такого, к сожалению, больше не попадалось.

24

Рекомендую Т. Толстая "Кысь".

25

lime написал(а):

Мня тоже на японскую тему потянуло )) Буду Храм качать.
Скучаю по черному баламуту - такого, к сожалению, больше не попадалось.

Да, Баламут - пока самая впечатляющая книга из прочитанных за последнее время, и у тех же Олди.
У японцев мне не совсем понятна тема позора для мужчины. Какой-то не особо мужественной мне она видится. Вероятно, по причине культурных расхождений и зачастую неверного ее отражения в тех или иных комментариях и источниках, переведенных на русский.
Взять того же Юкио Мисима. В некоторых аннотациях к Золотому Храму встречается упоминание о том, что он представитель японского эстетизма и сделал себе харакири из-за того, что его книга вышла в день неудавшегося военного переворота. Все. В Вике написано, что переворот не удался у него самого, последняя книга действительно была передана в печать в этот же день, но когда он уже был мертв. Совсем разные вещи: харакири из-за неудачного совпадения и харакири после неудавшегося переворота, когда уже по-любому грозила смерть. Но это в случае с Мисима, жившего почти в наше время и ведущего в свое время вполне светский образ жизни. Отношение к жизни во времена самурайства походу было совсем под настроение - на эмоциях. Потому что к смерти было более легкое. Другая философия - надо еще вкурить, и это побаиваясь сдавать кровь из пальца!

Так написал(а):

Рекомендую Т. Толстая "Кысь".

Когда появился этот роман, хотелось прочитать, но не успела до того момента, когда на афишах с его названием появились представители поп-культуры. Опозорили пост апокалипсис.

P.S.: Рядом с Мисима в день переворота оказались еще те самураи - нормально, с первого раза, даже голову ему отрубить не смогли.

Отредактировано Savana (2013-09-27 08:59:53)

26

lime написал(а):

Скучаю по черному баламуту - такого, к сожалению, больше не попадалось.

Можно поробовать серию про "Ведьмака" Анджея Сапковского.

— Кажется, правила приличия запрещают здесь произносить заклинания. Так, может, безопасней было бы вместо иллюзии икры наколдовать только её вкус? Ведь ты смогла бы…
— Конечно. — Филиппа Эйльхарт взглянула на него сквозь хрусталь фужера. — Конструкция такого заклинания проще устройства цепа. Но получив только ощущение вкуса, мы потеряли бы удовольствие, которое доставляет действие. Процесс, сопровождающие его ритуальные движения, жесты… Сопутствующая этому процессу беседа, контакт глаз… Я потешу тебя шутливым сравнением, хочешь?
— Слушаю и тешусь авансом.
— Ощущение оргазма я тоже могла бы наколдовать

Отредактировано Так (2013-09-30 10:00:43)

27

Так написал(а):

Можно поробовать серию про "Ведьмака" Анджея Сапковского.

Попробую. Кысь тоже заинтересовал описанием. А пока Храм читаю.

28

lime написал(а):
Так написал(а):

Можно поробовать серию про "Ведьмака" Анджея Сапковского.

Попробую. Кысь тоже заинтересовал описанием. А пока Храм читаю.

"Ведьмак" Сапковского - это целый цикл. Если понравится, будет много чтива на ближайшее время - все книги цикла хороши.

«Последнее желание»
«Меч Предназначения»
«Кровь эльфов»
«Час Презрения»
«Крещение огнём»
«Башня Ласточки»
«Владычица Озера»

Цикл «Ведьмак» относится к поджанру «постмодернистское» фэнтези. Данное направление по общей стилистике заметно отступает от «канонов» жанра «эпического фэнтези», порождая близкую к историческому роману, жёсткую и натуралистичную разновидность. Вместо чёткого разделения добра и зла, Сапковский рисует картину жестокого средневековья, в котором ведется борьба народов и государств. Автор не выводит никакую из сторон более симпатичной и явно положительной, а описывает ужасы войны и ксенофобии. При этом Сапковский нередко прибегает к описанию натуралистичных сцен насилия.
Одним из основных конфликтов в произведении является борьба эльфов, краснолюдов (не путать с гномами) и дриад против теснящей их цивилизации людей. Эльфы, традиционно положительные в фэнтези-произведениях, в мире Сапковского предстают высокомерной, вымирающей расой, по степени жестокости и ненависти к инородцам ничуть не уступающей людям. Отряды эльфийских партизан-«белок» наводят ужас на крестьян, разрывающихся между страхом перед эльфами и страхом перед наказанием за помощь им.
Главные герои постоянно оказываются между двух огней, пытаясь не выбрать сторону.
В произведении присутствует ярко выраженная любовно-романтическая линия. Важная особенность — своеобразное чувство юмора, местами переходящее в отчётливую сатиру на злободневные проблемы.

29

А мне Кысь понравилась. Легко, необычно, интересно.

30

Узкая улочка, название которой я забыл начисто, осталась позади. Неровный булыжник лег под ноги, и я оглянулся, все еще не веря. Двадцать лет! Тогда площадь казалась мне огромной и почему-то страшной. Глаза искали темное пятно давно отгоревшего костра, хотя я твердо знал, что искать здесь нечего, и разве что дряхлые старухи, выглядывавшие из-за некрашеных ставен, могли вспомнить тот далекий день, когда небо услыхало предсмертное молчание Джордано Ноланца.
Странно, никогда не любил этого еретика! Тут мое мнение полностью совпадало с приговором Святейшего Трибунала. Но все-таки что-то в этом страшном человеке, обрушившем Небо на Землю, было — недаром я запомнил рассказ падре Масселино, когда-то стоявшего в толпе, окружавшей костер. Запомнил — и попросил сводить меня на площадь. Странная просьба для новиция римского коллегиума, но старик почему-то не удивился. Тогда тоже был февраль, дул холодный ветер, и Campo di Fiori была пуста и огромна…
Меня толкнули, и я наконец-то очнулся. Вовремя — толпа окружала со всех сторон, и в первый миг я никак не мог сообразить, каким образом эти люди оказались тут и почему пуста площадь…
Я оглянулся — и все понял. Площадь, конечно, не была пустой. Плохо смотреть на небо — и под ноги тоже плохо. А еще хуже бродить по переулкам воспоминаний и пустым площадям прошлого. Хотя я почти что угадал — толпа, когда-то окружавшая помост, на котором умирал Ноланец, вновь собралась тут, на неровном булыжнике, и помост оказался тоже на месте — в самом центре. Такой же, как тогда, — деревянный, в пол моего роста. Нынешнего — тогда, в тот далекий зимний день, я едва достал бы до края подбородком.
Помост был на месте, но на нем никто не умирал. Никого не убивали — просто били палками. В полный размах, с присвистом, под гогот и хлопанье десятков ладоней.
Тот, кого били, застрял в окне и теперь пытался вырваться, размахивая ногами в тяжелых желтых башмаках. Каждая новая попытка припечатывалась очередным ударом сучковатой дубинки и одобрительными криками собравшихся. Экзекутор — в нелепом полосатом трико и пятнистой маске с длинным носом — то и дело оглядывался, словно ожидая одобрения.
— Bravo! Bravo! Новый крик подстегнул обоих — и носатого, и того, кого лупили. Ноги в нелепых желтых ботинках дернулись, да так, что задрожали стены…
…Фанерные, свежепокрашенные, ненастоящие — как и окно, как длинный нос экзекутора в маске. Полвека не прошли даром. Трагедия забылась, и теперь на том же месте такая же толпа собралась поглазеть на комедиантов.
И вновь вспомнилось. Падре Масселино рассказывал, что в Кастилии первые Акты Веры проводились при помощи постановщиков рождественских мистерий. Что ж, кемадеро — тоже театр! Те же зрители, актеры, постановщики. А тем, кто не хотел играть, помогали, чем могли. Как Джордано Ноланцу, которому, по слухам, зашили губы. Только суровые нитки могли заставить молчать Еретика…
Сосед — плечистый детина в крестьянской куртке мехом наружу — толкнул меня локтем и, дохнув луком, что-то проговорил, кивая на помост. Не думая, я кивнул в ответ, постаравшись улыбнуться. Кажется, я подзабыл итальянский. Немудрено! В Прохладном Лесу, где жил Илочечонк, говорят на ином языке.
А на сцене вновь кого-то лупили, и снова палкой — по-моему, той же самой. Длинноносый куда-то исчез, зато появилась девушка в малиновой блузке и красно-зеленой юбке — и тоже в маске, а рядом с ней ползал по неструганым доскам помоста некто в красном, в знакомой четырехугольной шляпе. Малиновое рядом с красным, два ярких пятна на фоне лилового занавеса…
— Bravo! Bravo!
Я не поверил своим глазам. Кажется, Комедия дель Арте, на представления которой довелось нежданно-негаданно попасть, тоже изменилась за эти годы. В детстве такое приходилось видеть не раз: Ковьелло, Пульчинелло, Скарамуччо, Тарталья, Леандро… Простак, Интриган, Забияка, Злодей, Красавчик. Веревочные лестницы, любовные записки, розыгрыши, драки. Ну и, конечно, Серветта с Коломбиной, на которых мы, желторотые новиции, дружно пялили глаза. Но никто из них не щеголял в красной мантии да еще и с большим наперсным крестом. Медным, само собой, но с явной претензией показаться золотым.
— Bravo! Bravo!
Теперь красную мантию охаживали с двух сторон. К красавице в маске присоединился давешний носатый — на этот раз с вожжами, и я окончательно понял, что со зрением у меня все в порядке. Приходилось признать очевидное: на площади Цветов, всего в часе неспешной ходьбы от иной площади — Святого Петра, лупили кардинала. Лупили при всем честном народе, с явного одобрения добрых римлян.
— Bravo! Bravo!
Кардинал сделал явно неудачную попытку отмахнуться от очередного удара уже замеченным мною крестом. В ответ носатый — судя по всему. Арлекин — надел ему на голову валявшийся тут же мешок, предварительно ловким движением сбросив с бедняги красную шляпу. Это вызвало новый взрыв эмоций, а я еле удержался, чтобы не перекреститься. Да, Илочечонк давно не бывал в людской стае! В Прохладном Лесу все проще…
Девушка в разноцветной юбке, на миг опустив дубинку, повернулась к публике и левой — свободной — рукой послала ей воздушный поцелуй. Наверно, это Коломбина. Правда, в прежние годы Коломбины не лупили кардиналов, а если и лупили, то не на сцене. В частной жизни Их Высокопреосвященств (по крайней мере некоторых) случалось и не такое.
Кто в жизни сей похабен и развратен,
Тому дубинки вид зело приятен.
Грехам его ведется точный счет,
и мантия злодея не спасет!
Это, судя по всему, — резюме происходящего. Как говорят французы — moralite. У Коломбины оказался приятный голос — несмотря на нелепые вирши, от которых сразу же свело скулы.
Кардинал, по-прежнему в мешке, надетом на голову, уже уползал со сцены, подгоняемый пинками, щедро раздаваемыми неутомимым Арлекином, Коломбина кланялась, а я, все еще не веря, оглянулся, пытаясь понять, что это творится в Вечном городе. Конечно, Его Высокопреосвященство ненастоящий, как и побои, им вкушаемые, но все-таки… Или за мое отсутствие сюда добрались ученики мессера Кальвина? Впрочем, нет. Женевский Папа первым делом запретил театр. Арлекинам там не плясать. Значит, все? Излупили неведомого мне злодея в желтых башмаках, отдубасили кардинала — и по домам? Comedia finita?
Конечно, нет! Гром, треск, даже, кажется, молния — и дверь, такая же фанерная, как и все остальное на сцене, распахивается. Некто в шляпе с малиновым пером, в огромном воротнике-жабо и черном камзоле, не торопясь, выступает вперед. Знакомые желтые башмаки топают о доски помоста. Огромная шпага, пристегнутая почему-то впереди, а не слева, волочится по земле, путаясь под ногами, за поясом — пистоль с широким дулом. Как говорят те же французы, voila!
Впрочем, это явно не француз. В Париже ныне носят отложные воротники и предпочитают цветные камзолы. Черное в моде южнее. Там, где шпаги пристегивают у пупка.
Шпага — из ножен, рука в грубой перчатке оглаживает огромные нафабренные усищи.
Безбожным итальяшкам в наказанье
Устроим то, что делали в Кампанье!
Там, где пройдет походом наша рать,
Веревки будут тут же дорожать!
Характерный акцент не дает ошибиться, а упоминание о Кампанье ставит все на свои места. Испанец! Вот, значит, кто сейчас исполняет обязанности Капитана! И немудрено, испанцев здесь любят — даже больше, чем немцев. Восстание в Кампанье было утоплено в крови два года назад. А еще раньше — Неаполь, Сицилия, Калабрия…
Дружный рев был ответом. На миг я испугался за актера.
Итальянцы — народ горячий.
Испанец вновь машет шпагой, дергает себя за ус. Из приотворенной двери выглядывает физиономия Кардинала — с уже нарисованными синяками. Вояка оглядывается, топает ногой, кончик шпаги деревянно стучит о помост.
Пожалуй, сообщить в Мадрид мне надо,
Пускай король пошлет сюда Армаду!
И снова — рев, но уже одобрительный, а следом — хохот. Великую Армаду помнили. Опозоренные паруса герцога Медины ди Сидония заставили навеки забыть о славе Лепанто.
Но Армады нет, а Арлекин — тут как тут, и тоже — со шпагой. Дерево грозно бьет о дерево…
Я понял — дальше можно не смотреть. Эта драка — финальная. Сейчас зло будет наказано, а добро — вознаграждено привселюдным поцелуем. Комедия! В комедии так все и бывает. Вокруг кричали, хлопали в ладоши, сосед хлопал меня по плечу, возбужденно тыкая в сторону сцены толстым пальцем…
…Илочечонк тоже встречался с Испанцем. Несколько лет подряд я играл сына ягуара, Испанцем же был брат Фелипе, чистый ирландец, несмотря на итальянское имя. Его испанский акцент был бесподобен, как и начищенная до блеска кираса вкупе со стальным шлемом — настоящим. Именно такими запомнились «доны» в наших краях. В Прохладном Лесу жабо не наденешь.
Два года назад мы остались без Испанца. Брат Фелипе погиб в случайной стычке с отрядом бандерайтов. Уже мертвому, ему отрубили голову, выжгли глаза…
— Синьор! Синьор!
В первый миг я не понял, к кому это обращаются. «Синьором» бывать еще не приходилось. В коллегиуме я был «сыном», в Прохладном Лесу — «отцом» или попросту «Рутенийцем».
— Вам не понравилось, синьор?
В первый миг я не узнал Коломбину — без маски и не на помосте. Оказывается, comedia действительно finita, и благодарные зрители спешат вознаградить актеров, кидая свои байокко и редкие скудо прямиком в шляпу, которую только что носил надменный Испанец. Этим делом и занялась Коломбина.
Кто же откажет такой красавице?
Отвечать я не стал. Не стал и улыбаться. Монета тяжело упала на груду мелочи. Ответом был изумленный взгляд.
— Синьор! Вы, кажется, ошиблись! Вы кинули цехин…
Я пожал плечами и повернулся, решив, что комедия действительно кончилась. Пора! Я и так задержался, позволив себе вспомнить прошлое и прогуляться по этим тихим улочкам и маленьким площадям. До монастыря Санта Мария сопра Минерва, где меня ждут, еще идти и идти.
Крик я услыхал уже за углом. Площадь осталась позади, теперь следовало повернуть налево, к Форуму, к старым разбитым колоннам, призраками встающим из серой земли…
И снова крик — громкий, отчаянный вопль десятков глоток.
Я нерешительно остановился, повернулся. Кричали сзади, там, где была площадь. Похоже, представление все же не кончилось. Не только не кончилось, но и актеров явно стало больше. Сквозь громкую ругань слышалось лошадиное ржание, звон металла. На этот раз шпаги были не деревянными.
Не зная, что делать, я нерешительно поглядел на солнце, цеплявшееся за красную черепицу. Восьмой час, в монастыре уже ждут. Впрочем…
Впрочем, те, кто ждет, никуда не денутся. А ягуары, как известно, очень любопытны.
Толпа на площади поредела. Навстречу мне спешили зрители, стараясь уйти подальше от помоста. Кое-кто не утерпел — пустился в бег. Какой-то бородач в сером плаще чуть не сшиб меня с ног, обернулся, что-то прокричал.
Я не расслышал, но этого и не требовалось. Лошадей я заметил сразу, как и всадников. Неяркое зимнее солнце нехотя, словно стыдясь, отражалось в остроконечных шлемах. Коричневые камзолы, такие же плащи, широкие кожаные ремни, длинные пики с крючьями…
Новые зрители — сбиры Его Святейшества — чуть припоздали. Комедия закончилась, что, впрочем, никак не могло помешать новому спектаклю, на этот раз — драме.
Кажется, без драки не обошлось. Во всяком случае, у Кардинала появился новый синяк — уже настоящий, Испанца держали трое, четвертый же деловито доставал из-за пояса толстую веревку с узлами. Другие актеры были тут же, прижатые к помосту остриями направленных прямо в лицо пик. Они были уже без грима, и я не мог узнать, кто из этих бедняг Тарталья, кто Леандро, а кто Пульчинелле.
Коломбину я все же узнал — по малиновой блузке. Она стояла спиной ко мне, двое сбиров держали девушку за руки, темные волосы, уже не сдерживаемые лентой, рассыпались по плечам.
— Чего стоишь? А ну проходь! Неча!
Пахнуло луком. Но это оказался не мой сосед в меховой накидке. Сбир — краснорожий, усатый, толстый. Как только в кирасу влез?
— Проходь, говорю!
Ягуар не медлит. Трудно заметить, как дрогнут мускулы, как взметнется в ударе когтистая лапа…
Сбир моргнул, не понимая, откуда в его ладони появилось серебряное скудо. Толстые губы беззвучно раскрылись, дернулся кадык.
Я улыбнулся.
Ладонь дрогнула. Наконец в глазах появилось некое подобие мысли. Послышалось неуверенное «гм-м». Толстяк вздохнул.
— И все-таки вы бы проходили отсюда, синьор. Сами видите, чего происходит!
— А что такое? — самым невинным тоном поинтересовался я, не забыв подбавить акцента — испанского, дабы не нарушить общего настроения. Правда, на испанца я походил менее всего. Амстердамский плащ — это еще куда ни шло, а вот шляпа, модная шляпа «цукеркомпф» (по-простому — «сахарная башка») — это последнее, что можно увидеть на гордой кастильской голове. Ничего, сойдет! Скудо, которое я ему всучил, полновесное, хорошей пробы и даже с необрезанными краями.
— Так что, синьор, лицедеев вяжем! Охальников, стало быть. Которые это… ну… глумятся. Вот сейчас повяжем и прямиком к Святой Минерве.
Я невольно вздрогнул. Грех, конечно, лупить палкой кардинала вкупе с представителем вооруженных сил Его Католического Величества. Но «охальников» поведут не к городскому подесте и даже не в тюрьму!..
Тот, что стоял лицом к лицу с Коломбиной, лениво, словно нехотя, поднял руку. Голова девушки дернулась. Один из актеров — молодой высокий парень — что-то крикнул, его оттолкнули, ударили древком пики…
Святая Минерва. Именно так в Вечном городе зовут обитель Санта Мария сопра Минерва. Когда-то на том месте, возле невысокого тибрского берега, стоял храм Минервы. На руинах языческого капища был возведен монастырь, но древнее имя осталось, приобретя нежданную святость. Выходит, мне с «охальниками» по пути!
— Старшего! — бросил я таким тоном, что сбир даже не посмел возразить.
Далеко идти не пришлось. Главным среди этой своры оказался тот, кто ударил девушку, — такой же толстый, краснорожий и губастый. И тоже с кадыком.
Меня смерили недоверчивым взглядом, вслед за чем последовало недоуменное ворчание. Слов решили не тратить.
…Илочечонк, сын ягуара, знал, что в мире людей плохо. Там глумятся над кардиналами. Там бьют девушек. Там неудачно пошутивших актеров отправляют к Святой Минерве. И ничего нельзя сделать. Виноваты не эти краснорожие големы и даже не нелепые и жестокие законы. Виноват мир, который нельзя улучшить ударом когтистой лапы.
— Добрый день, мессер дженерале!
Я вновь улыбнулся. Клюнет? Должен, ведь на самом деле это чучело в кирасе даже не сотник.
И вновь ворчание, на этот раз чуть более миролюбивое. Заплывшие жиром глазки поглядели на меня уже внимательнее. Интересно, кого он увидел? Плащ дорогой, по последней моде, но шпаги при поясе нет. Нет и кинжала, значит, не дворянин, не моряк и скорее всего даже не купец.
— Чего вам угодно, синьор?
«Дженерале» был помянут недаром. Уже второй раз кряду меня титуловали синьором.
— Вы, кажется, иностранец?
Это он угадал. Впрочем, отвечать я не собирался, тем более и сам «дженерале» никак не римлянин. От его выговора за пять миль несет Калабрией. Выслуживается, деревенщина!
— Надеюсь, этих… охальников примерно накажут? — бросил я, даже не поглядев в сторону несчастных актеров.
Рожа калабрийца расцвела улыбкой:
— Вы уж не сомневайтесь, синьор! И дома у себя расскажите, чтоб знали! Мы над персонами, которые духовные, изгаляться не позволим. Ишь, безбожники, над кардиналами смеяться вздумали! Сейчас мы этих прохвостов прямиком к Минерве…
Про Испанца «дженерале» промолчал. Оно и понятно. В данном случае мордач был вполне согласен с бедолагами-комедиантами. Калабрийцам не за что любить «донов».
— Под суд их, мерзавцев! Попервах бичевать, чтоб клочка кожи на задницах целого не осталось, потом — на галеры. Ну, а баб, само собой, в монастырскую тюрьму…
…Откуда скорее всего они никогда не выйдут. Впрочем, деревенщина-калабриец все-таки не столь зол, как могло бы показаться. Галеры и тюрьма — наказание, так сказать, светское. Попав к Святой Минерве, «охальники» попросту сгинут. Без следа.
Сыну ягуара никак не понять людских законов. Суть наказания заключается в исправлении преступника. Там, где он жил прежде, смертную казнь отменили еще до его рождения…
— А вас отставят от должности, — как можно беззаботнее заметил я, поглядев вверх, на легкие тучки, неторопливо затягивавшие бледное февральское небо.
— Чего?! — начал было калабриец, но я не дал ему говорить.
— Одно из двух. Или эти «охальники» — просто нарушители общественного спокойствия, которым нечего делать в Святейшем Трибунале, или — еретики и преступники. Но в этом случае арест, как вам известно, должен производиться тайно, дабы не вызвать общественных беспорядков. Представляете, какие пойдут разговоры по городу? То есть уже пошли. Сбиры Его Святейшества хватают актеров, всего лишь неудачно пошутивших, и отправляют их к Святой Минерве. Разговоры — ладно, а уж когда об этом напечатают в Голландии и Гамбурге…
В ответ я услыхал нечто напоминающее рычание. Запахло родным Прохладным Лесом. Я снова улыбнулся, и на этот раз вполне искренне.
— Ваша задача — не устраивать скандалы на всю Европу, а их предотвращать. Вы не смогли помешать представлению и вдобавок обеспечили вашим «охальникам» славу, которую они никак не заслужили. В лучшем случае вас посчитают опасным дураком. В худшем — соучастником…
Рычание стихло, сменившись мертвой тишиной. Я мог бы упомянуть для верности соответствующее распоряжение, изданное Трибуналом еще двадцать лет назад, но делать этого не стал. Он понял. Краешком глаза я заметил, что бравые стражи порядка начали переглядываться, опустив пики. Они еще не поняли — но почуяли.
— Вы меня того… не пугайте, синьор! — без всякой уверенности проговорил «дженерале» и вздохнул.
Я ждал. Если он догадается, Илочечонк не будет добивать врага. А если нет…
— Вы меня не пугайте! — Калабриец прокашлялся и, хмыкнув, поправил усы. — Потому как налицо явное нарушение общественного порядка, которое подлежит рассмотрению в городском суде…
Догадался! Все-таки он не так и глуп! Я поглядел на солнце. Восемь часов! Уже опоздал.
— Суд приговорит их к штрафу, — кивнул я. — Десять нидерландских дукатов.
— Двадцать, — тут же отозвался он. Наглость, как известно, второе счастье. Но не чрезмерная. Я отвязал от пояса кошель, чуть подбросил на ладони.
— Шестнадцать. И чтоб через минуту я вас здесь не видел! Кошель исчез мгновенно. Если этот олух с такой же резвостью рубит врагов, то я им не завидую.
* * *
— Синьор! Синьор!
Мне опять мешали уйти. Площадь Цветов явно не хотела меня отпускать. Не иначе — соскучилась. Все-таки двадцать лет не виделись!
Синьор!
Я обернулся. Правая щека Коломбины пылала как маков цвет — ударили ее, похоже, от всей души. В темных глазах — слезы, но губы уже улыбались.
— Синьор, я должна…
— Мне? — как можно суше перебил я. — Мне вы ничего не должны, синьорина. А ваше глумление над духовным саном я нахожу попросту глупым!..
— Я заметила, — поспешно кивнула девушка. — Вы же стояли в первом ряду и ни разу не улыбнулись. Да, это было очень глупо, и я, как капокомико, виновата в первую очередь…
— Вы? — поразился я. — Вы руководите труппой? Она развела руками и вновь улыбнулась — на этот раз виновато.
— Да, синьор. И, к сожалению, я не смогла отговорить Лючано. Он уверял, что это поднимет сборы. Мы давно не были в Риме…
Теперь понятно. Где-нибудь во Флоренции или в Марселе такое вполне могло сойти с рук. Но не здесь.
— Надеюсь, в следующий раз сьер Лючано поведет себя умнее. Извините, синьорина капокомико, я спешу. Она быстро кивнула, маленькие губы сжались.
— Мы должны вам деньги, синьор Неулыбчивый. Сколько вы заплатили этому мерзавцу?
Проще всего было не отвечать. Илочечонк, сын ягуара, никогда не считал золотые кругляши. Но последние слова Коломбины меня изрядно задели.
— Мерзавец? Этот человек не мерзавец, синьорина. Он лишь выполнял свой долг — в меру собственного разумения. А ваша труппа должна мне шестнадцать дукатов.
— Всего? — удивилась она. — Я думала…
Она думала — и напрасно. У нее «синьор дженерале» не взял бы и сотню. Точнее, взял бы — и отправил всю их компанию в монастырь Санта Мария сопра Минерва вместе с половиной денег. И все остались бы довольны.
— Сейчас мы не можем вам отдать эту сумму. Приходите сегодня вечером на постоялый двор у ворот Святого Лаврентия. Договорились?
— Хорошо.
Спорить я не собирался — как и приходить за деньгами. К тому же я спешил, а к Святой Минерве не принято опаздывать.

"Небеса ликуют", Андрей Валентинов


Вы здесь » killbuddha.ru (встретишь Будду - убей Будду) » Книги » Художественная литература.