Захотелось прочитать, заинтересовал синьор Неулыбчивый.
Художественная литература.
Сообщений 31 страница 56 из 56
Поделиться322013-10-13 23:19:06
От души, Так! От ликующих небес не оторваться!
Поделиться332013-10-14 07:20:16
От души, Так! От ликующих небес не оторваться!
После можешь поинтересоваться циклом "Ория" того же Валентинова. Тоже неплохо.
Поделиться342013-10-15 21:35:42
Это будет следующее, что скачаю почитать.
Поделиться352013-10-15 21:48:41
а вы Достоевского уже всего перечитали?
Поделиться362013-10-16 11:26:02
" ОДНО СОВСЕМ ОСОБОЕ СЛОВЦО О СЛАВЯНАХ, КОТОРОЕ МНЕ ДАВНО ХОТЕЛОСЬ СКАЗАТЬ
Кстати, скажу одно особое словцо о славянах и о славянском вопросе. И давно мне хотелось сказать его. Теперь же именно заговорили вдруг у нас все о скорой возможности мира, то есть, стало быть, о скорой возможности хоть сколько-нибудь разрешить и славянский вопрос. Дадим же волю нашей фантазии и представим вдруг, что всё дело кончено, что настояниями и кровью России славяне уже освобождены, мало того, что турецкой империи уже не существует и что Балканский полуостров свободен и живет новою жизнью разумеется, трудно предречь, в какой именно форме, до последних подробностей, явится эта свобода славян хоть на первый раз, - то есть будет ли это какая-нибудь федерация между освобожденными мелкими племенами (NB. Федерации, кажется, еще очень, очень долго не будет) или явятся небольшие отдельные владения в виде маленьких государств, с призванными из разных владетельных домов государями? Нельзя также представить: расширится ли наконец в границах своих Сербия или Австрия тому воспрепятствует, в каком объеме явится Болгария, что станется с Герцеговиной, Боснией, в какие отношения станут с новоосвобожденными славянскими народцами, например, румыны или греки даже, - константинопольские греки и те, другие, афинские греки? Будут ли, наконец, все эти земли и землицы вполне независимы или будут находиться под покровительством и надзором "европейского концерта держав", в том числе и России (я думаю, сами эти народики все непременно выпросят себе европейский концерт, хоть вместе с Россией, но единственно в виде покровительства их от властолюбия России) - всё это невозможно решить заранее в точности, и я не берусь разрешать. Но, однако, возможно и теперь - наверно знать две вещи: 1) что скоро или опять не скоро, а все славянские племена Балканского полуострова непременно в конце концов освободятся от ига турок и заживут новою, свободною и, может быть, независимою жизнью, и 2) ... Вот это-то второе, что наверно, вернейшим образом случится и сбудется, мне и хотелось давно высказать.
Именно, это второе состоит в том, что, по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, - у них характер в этом смысле как у всех, - а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, "имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени". Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем, - коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии. Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского народа, с царем во главе, подъятую против извергов за освобождение несчастных народностей, - эту войну поняли ли наконец славяне теперь, как вы думаете? Но о теперешнем моменте я говорить не стану, к тому же мы еще нужны славянам, мы их освобождаем, но потом, когда освободим и они кое-как устроятся, - признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их, решите-ка это? Да ни за что на свете не признают! Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая, опять-таки не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их. Это хитрое учение наверно существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее. О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению. Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в Болгарии и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний Иван Чифтлик согласился наконец принять портфель президента совета министров. России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство. Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море. России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтоб пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности? О, конечно, Россия всё же всегда будет сознавать, что центр славянского единства - это она, что если живут славяне свободною национальною жизнию, то потому, что этого захотела и хочет она, что совершила и создала всё она. Но какую же выгоду доставит России это сознание, кроме трудов, досад и вечной заботы?
Ответ теперь труден и не может быть ясен.
Во-первых, у России, как нам всем известно, и мысли не будет, и быть не должно никогда, чтобы расширить насчет славян свою территорию, присоединить их к себе политически, наделать из их земель губерний и проч. Все славяне подозревают Россию в этом стремлении даже теперь, равно как и вся Европа, и будут подозревать еще сто лет вперед. Но да сохранит бог Россию от этих стремлений, и чем более она выкажет самого полного политического бескорыстия относительно славян, тем вернее достигнет объединения их около себя впоследствии, в веках, сто лет спустя. Доставив, напротив, славянам, с самого начала, как можно более политической свободы и устранив себя даже от всякого опекунства и надзора над ними и объявив им только, что она всегда обнажит меч на тех, которые посягнут на их свободу и национальность, Россия тем самым избавит себя от страшных забот и хлопот поддерживать силою это опекунство и политическое влияние свое на славян, им, конечно, ненавистное, а Европе всегда подозрительное. Но выказав полнейшее бескорыстие, тем самым Россия и победит, и привлечет, наконец, к себе славян; сначала в беде будут прибегать к ней, а потом, когда-нибудь, воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской доверенностью. Все воротятся в родное гнездо. О, конечно, есть разные ученые и поэтические даже воззрения и теперь в среде многих русских. Эти русские ждут, что новые, освобожденные и воскресшие в новую жизнь славянские народности с того и начнут, что прильнут к России, как к родной матери и освободительнице, и что несомненно и в самом скором времени привнесут много новых и еще не слыханных элементов в русскую жизнь, расширят славянство России, душу России, повлияют даже на русский язык, литературу, творчество, обогатят Россию духовно и укажут ей новые горизонты. Признаюсь, мне всегда казалось это у нас лишь учеными увлечениями; правда же в том, что, конечно, что-нибудь произойдет в этом роде несомненно, но не ранее ста, например, лет, а пока, и, может быть, еще целый век, России вовсе нечего будет брать у славян ни из идей их, ни из литературы, и чтоб учить нас, все они страшно не доросли. Напротив, весь этот век, может быть, придется России бороться с ограниченностью и упорством славян, с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинутся. После разрешения Славянского вопроса России, очевидно, предстоит окончательное разрешение Восточного вопроса. Долго еще не поймут теперешние славяне, что такое Восточный вопрос! Да и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень долго. Объяснять им это беспрерывно, делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь. Опять-таки скажут: для чего это всё, наконец, и зачем брать России на себя такую заботу? Для чего: для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести наконец всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания - вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите. Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим "интересам", то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия, служа славянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению в великое целое. Тогда только скажет всеславянство свое новое целительное слово человечеству... Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и "выгоднее" ничего не может быть для России, как иметь всегда перед собой эти цели, всё более и более уяснять их себе самой и всё более и более возвышаться духом в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества.
Будь окончание нынешней войны благополучно - и Россия несомненно войдет в новый и высший фазис своего бытия..."
Дневники Достоевского, 1877 год.
Поделиться372013-10-16 13:15:14
Дневники Достоевского, 1877 год.
Ранее не читала. По славянской теме (в другом ключе) Гумилевым зачитывалась. Прикепела к его евразийским взглядам. Хоть, Л.Н. и лицо заинтересованное, к нужным выводам подводит - политически целесообразным с позиции государственности. И с Ф.М. согласуется.
«Если Россия будет спасена, то только, как евразийская держава». Лев Гумилев.
Поделиться382013-10-24 19:28:08
Начала читать "Золотой храм". Красота по японски: остро, на контрасте. Впечатляет выстроенная от обратного концепция Прекрасного... и в этом контексте уже свои мысли о разрушителе и созидателе. Типа, созидает - заинтересованный, а разрушитель стремится к своему вынужденно вывернутому на изнанку Прекрасному. Этим он себя оправдает, остальные - свидетели. Чтобы не стало позора - они должны исчезнуть, чтобы был триумф - они должны видеть. Противопоставление своей альтернативной реальности всему внешнему миру. Если еще раз вывернуть на изнанку - все та же гордыня: и у созидателя, и у разрушителя. Ничем не лучше. На уровне повезло/не повезло. В казенных калошах по персидским коврам (визит Шмондера к пр. Преображенскому). Банальный передел счастья: добро и зло. Разрушитель прав - у него нет оснований для Любви. Созидатель тоже прав - у него есть, за что держаться, свой интерес, который он может преподносить каким угодно возвышенным помыслом. Гуманность (та, которая ничья) топчется где-то между ними.
В романе Дзэн называется не иначе, как религиозной сектой. То есть, религию - в одну сторону, мудрость - в другую. Принцип для неверующих - взять полезное, откинуть догмы и неудобное послушание.
Чудили монахи...
"В тот вечер, перед отходом ко сну, мы долго читали сутры, молясь за
здравие императора и за упокой душ погибших на войне. Все военные годы
священникам различных сект и религий предписывалось проводить службы в
обычных одеяниях, но сегодня Учитель обрядился в алую рясу, которая столько
лет пролежала без применения.
Пухлое, в чистеньких морщинках лицо настоятеля светилось свежестью и
довольством. В вечерней духоте шелест его шелковых облачений звучал
прохладно и отчетливо.
После молитв преподобный Досэн собрал всех нас у себя в кабинете и
прочел лекцию.
Темой ему послужил коан15 "Нансэн убивает кошку" из четырнадцатой главы
катехизиса "Мумонкан". Этот коан (встречающийся и в "Хэкиганроку"16: глава
б3-я "Нансэн убивает котенка" и глава 64-я "Дзесю возлагает на голову
сандалию") издавна считается одним из труднейших.
В эпоху Тан17 на горе Нанчуань жил знаменитый праведник Пуюаньчаньси,
которого по имени горы прозвали. Наньчуань (в японском чтении Нансэн).
Однажды, когда все монахи обители косили траву, в мирном храмовом саду
невесть откуда появился крошечный котенок. Удивленные монахи долго гонялись
за пушистым зверьком и в конце концов поймали его. Разгорелся спор между
послушниками Восточной и Западной келий - и те и другие хотели взять котенка
себе. Увидев это, святой Нансэн схватил зверька и, приставив ему к горлу
серп, сказал: "Если кто-нибудь сумеет разъяснить смысл этого жеста, котенок
останется жить. Не сумеете - умрет". Монахи молчали, и тогда Нансзн отсек
котенку голову и отшвырнул труп.
Вечером в обитель вернулся Дзесю, старший из учеников мудреца. Старец
рассказал ему, как было дело, и спросил его мнение. Дзесю тут же скинул одну
сандалию, возложил ее на голову и вышел вон. Тогда Нансэн горестно
воскликнул: "Ах, почему тебя не было здесь днем! Котенок остался бы жив".
Вот, в общем, и вся загадка. Самым трудным считался вопрос, почему
Дзесю возложил на голову сандалию. Но, если верить разъяснениям преподобного
Досэна, в коане не таилось ничего такого уж головоломного.
Зарезав котенка, святой Нансэн отсек наваждение себялюбия, уничтожил
источник суетных чувств и суетных дум. Не поддавшись эмоциям, он одним
взмахом серпа избавился от противоречий, конфликтов и разлада между собой и
окружающими. Поступок Нансэна получил название "Убивающий меч", а ответ
Дзесю - "Животворящий меч". Возложив на голову столь грязный и низменный
предмет, как обувь, Дзесю безграничной самоотреченностью этого акта указал
истинный путь Бодисатвы.
Истолковав таким образом смысл коана, Учитель закончил лекцию, о
поражении в войне не было сказано ни слова. Мы сидели совершенно сбитые с
толку. Почему сегодня, в день краха Японии, настоятель выбрал именно этот
коан?
Я спросил Цурукава, когда мы возвращались по коридору в свои кельи, что
он думает по этому поводу. Цурукава лишь покачал головой:
- Ох, не знаю. Чтобы это понять, надо стать священником. Я думаю,
главный смысл сегодняшней лекции заключается в том, что вот, мол, такой
день, а святой отец ни словом не касается самого главного и толкует лишь о
каком-то зарезанном котенке.
Не могу сказать, чтобы я особенно переживал из-за нашего поражения в
войне, но довольное, торжествующее лицо Учителя видеть было неприятно.
Дух почитания своего настоятеля - это стержень, на котором держится
жизнь любой обители, однако за год, что я прислуживал преподобному Досэну,
он не внушил мне ни любви, ни какого-то особого уважения. Впрочем, это мало
меня заботило. Но с тех пор как мать зажгла огонь честолюбия в моей душе, я,
семнадцатилетний послушник, стал временами оценивать своего духовного отца
критически."
Отредактировано Savana (2013-10-24 19:54:08)
Поделиться392013-10-26 01:01:01
Стала яснее суть харакири - это не слабость характера и духа, это -вызов любой слабости: невероятно болезненная смерть. Оставшегося в живых (неудачливого в этом) самурая обезглавливают. Это не тоже самое, что в затянувшемся подавленном психическом состоянии, и в уже сладострастном предвкушении освобождения от житейских проблем в петлю, где-то с 100-го раза залезть, когда аргумент - "больше нимагу, и- не буду". Это настоящий (именно) ритуал силы и чести. Типа, культурная традиция полнейшего пренебрежения жизнью и смертью. Давно устаревшая и в самой Японии.
Поделиться402013-10-26 01:23:12
понять можно многое.
Поделиться412013-10-26 21:06:38
Поступок Нансэна получил название "Убивающий меч", а ответ
Дзесю - "Животворящий меч". Возложив на голову столь грязный и низменный
предмет, как обувь, Дзесю безграничной самоотреченностью этого акта указал
истинный путь Бодисатвы.
А поему, это объяснение наставника надуманное какое-то.
Вот представьте, все косят траву, вдруг начинается переполох из-за котенка. И тут Нансэн видя, что ситуация затянулась, хватает кота, приставляет ему к горлу серп и восклицает: "Если кто-нибудь сумеет разъяснить смысл этого жеста, котенок останется жить. Не сумеете - умрет". Я прям вижу: толпа монахов, серп у горла кота, яростный взгляд святого и вопрос, повисший в воздухе..
Но думаю, никакого смысла в этом жесте изначально не было, это был просто порыв - прекратить возню с котом и заняться делом. Остановить убийство мог только лишь другой искренний и спонтанный порыв кого нибудь из монахов - пройтись колесом, затянуть русскую народную или положить себе обувь на голову! Сожалея о духовной тупости монахов, Дзесю именно так и сделал при вечернем разговоре с мудрецом.
--
А я так и не дочитал Золотой храм, начал Кысь и он победил )
Про японцев ещё понравился Акутагава, от нечего делать можно почитать его рассказы. Там и японская культура и самоисследование проскакивает.
Поделиться422013-10-26 23:00:59
троль когда-то уже рассказывал про этого котёнка...
Поделиться432013-10-26 23:46:25
lime, мне тоже эта интерпретация не показалась убедительной - часть художественного текста. В дзэн понимание должно происходить только через личный опыт. Поэтому учитель ничего не объяснил, а монахи либо просто стормозили, либо до них не дошло. Представьте, что было бы, если напрямую призвать их к порядку, угрожая убить котенка. Действеннее или нет? Котенок тогда остался бы жив, впечатлений меньше, и поводов для размышлений - тоже. Думается, что для воспитания дисциплины было бы действеннее - наказать жестко и напрямую: объяснить суть претензии и наглядно исполнить свою угрозу. В результате - нет котенка, но есть "важное" понимание в головах туповатых монахов.
Дочитаю "Храм", а потом обязательно возьмусь и за рекомендованные книги Так, и за "Кысю" тоже. Спасибо, Акутагаву тоже возьму на заметку.
Поделиться442013-10-28 01:35:31
"Золотой храм" - лучшее, что читала за последнее время.
Поделиться452013-10-29 10:25:56
Возможно, кто-то, как и он, еще отсиживался в подвалах, убежищах,
бункерах. Возможно, кто-то еще не замерз в Антарктиде. Вполне возможно, в
стынущих темных глубинах еще дохаживали свое подлодки, снуло шевеля
плавниками винтов и рулей. Все не имело значения. Этот человек ощущал себя
последним и поэтому был последним.
После того как над коттеджем прогремели самолеты - бог знает чьи, бог
знает куда и откуда, - подвал затрясся, едва не лопаясь от переполнившего
его адского звука, - сверху уже не доносилось никакого движения, только
буря завывала. Человек едва не оглох тогда и не скоро услышал, что малышка
проснулась - перепуганно кричит из темноты, заходится, давится плачем.
Конечно, это были самолеты - один, другой, третий, совсем низко. Зажег
фонарик. Пошатываясь, - для себя он не успел захватить никакой еды, а
прошло уже суток четверо, - побежал к дочери. Бу-бу-бу! Кто это тут не
спит? Страшный сон приснился? Фу, какой противный сон, давай его прогоним,
вот так ручкой, вот так. Прогна-а-али страшный сон! Спи, не бойся, папа
тут. Все хорошо. Примерно через сутки ударил мороз.
Ледяные извилистые струйки медленно, словно крупные хлопья снега,
падали сверху, с потолка, затерянного в темноте. Теплые вещи летом
хранились здесь - повезло, - и человек все нагромоздил на малышку, только
свое пальто надел на себя. Где-то он читал об этом или слышал - вся дрянь,
гарь, миллионы тонн гари и пыли, которые взрывы выколотили из земли,
плавали теперь в стратосфере, пожирая солнечный свет. Малышка стала
плакать чаще, чаще звала маму, чаще просила есть, - человек экономил
молоко и все кутал ее, все боялся, что она простудится. Гу-гу-гу! Кто это
тут не спит? Ночь на дворе, видишь, как темно - хоть глаз коли. Мама утром
придет. "Мама" она уже две недели как выговаривала, а "папа" никак не
хотела, это его очень огорчало, хотя он и не подавал виду, посмеивался.
Потом все как-то сразу подошло к концу. Когда малышка вновь
захныкала, человек едва мог встать, едва нащупал коченеющими руками свой
фонарик - пустил в потолок обессилевший красноватый луч. Высветился стол,
кроватка под ворохом одежды, тонущие в тени шкафы и стены. Человек слил
остатки воды в кастрюлечку, из коробка достал последнюю спичку, из
шкафчика - последний пакет молока, уже до половины пустой, из аптечки -
снотворное. Растолок все таблетки. Снял с полки очередную книгу, разодрал,
- чиркнув спичкой, зажег бумагу под кастрюлькой. Стало светлее, подвал
задышал, заколыхался в такт колыханиям рыжего огня. Резало привыкшие к
темноте глаза. Но человек смотрел, читал напоследок - раньше, в толчее
дел, некогда было перечитывать любимые книги, теперь дела уже не мешали.
"Нет! Не в твоей власти превратить почку в цветок! Сорви почку и разверни
ее - ты не в силах заставить ее распуститься. Твое прикосновение загрязнит
ее, ты разорвешь лепестки на части и рассеешь их в пыли. Но не будет
красок, не будет аромата. Ах! Не в твоей власти превратить почку в цветок.
Тот, кто может раскрыть почку, делает это так просто..." Пламя медленно,
словно лениво, ползло по странице, переваривало ее, и страница ежилась,
теряя смысл. Оставались хрупкие, невесомые лохмотья. Сюда нальешь воды, на
две трети бутылочки примерно. Уразумел? И в воде разогревай. Мы всегда
превыше всего ценили мир, говорил человек в экране энергично и уверенно.
Если нам понадобится еще пятьдесят ракет, мы развернем все пятьдесят, и
никто нам не помешает. Мы руководствуемся только своими интересами и своей
безопасностью. Вашей безопасностью! Мы не устаем бороться за мир с оружием
в руках везде, где этого требуют жизненные интересы нашей страны.
Перестань косить в телевизор. Одно и то же бубнят каждый день. Мир, мир, -
а переезд третий день починить не могут... Попробуй обязательно, не
перегрел ли. Да не рукой пробуй, а щекой! Она чмокнула его в щеку. Ой, у
тебя и щеки-то ничего не поймут, я тебя до мозолей зацеловала. Или не
только я? Не уезжай, попросил человек. Я к вечеру вернусь. Отец очень
звал, супу вкусного хочет. Ну я же к вечеру вернусь. А ты оставайся тут за
родителя. Научишь ее "папа" говорить, пока я не отсвечиваю. Ой, как я буду
назад спешить, мечтательно проговорила она и пошла к станции, а он остался
за родителя. Когда согрелось молоко в стеклянной бутылочке с мерными
щербинками на боку, он высыпал туда порошок и тщательно разболтал.
- Соображаешь, чем пахнет? - спросил он хрипло и попробовал бутылочку
щекой. - Сейчас папа тебя накормит.
Услышав слово "накормит", она завозилась, пытаясь выпростать руки
из-под укрывавшей ее рыхлой горы.
- Папа, - отчетливо сказала она, когда человек перегнулся к ней над
сеткой кровати. Поспешно зачмокала, скривилась - горьковато, - но ни на
миг не выпустила соску, только смешно морщилась, вразнобой перебирая
мышцами маленького лица.
- Вот умница, - приговаривал человек, свободной рукой поддерживая
пушистый теплый орешек ее головы. - Вот молодец... Как славно кушает...
Она все-таки высвободила руку, он стал запихивать ее обратно, он и
теперь боялся, что она простудится. Не сбавляя темпа, она шумно дохлебала
последние капли, отодвинула его руку и, удовлетворенно смеясь, вцепилась
крохотными пальцами в щетину на его подбородке. Он ткнулся в гладкую
кнопку ее носа, потерся лбом, щеками - она хохотала, повизгивала.
- Гу-гу-гу. У кого это носик такой маленький? У кого это ручка такая
тепленькая? Гли-гли-гли! Ну, будет, будет, не балуйся, а то молочко
обратно выскочит.
Он так и стоял, пока пальцы ее не разжались и рука не упала. Она
уснула, как тонет камень. Он опустился на стул рядом с кроваткой, сжался,
точно ожидал удара. Ее дыхание, отчетливо слышное в морозной тишине, стало
затрудненным, легонечко булькнуло на выдохе и разорвалось. Скорчившись, он
ждал - но она не дышала. Он не мог поверить, что все случится так просто.
Но она не дышала. Фонарик угасал час за часом, вот уже лишь нить
красновато тлела - она по-прежнему не дышала. Он встал - оглушительно
скрипнул стул, - попятился, сбил на пол кастрюлечку со своей последней
водой. От грохота, казалось, лопнули уши. Надсаживаясь, едва не падая от
усилий, откинул, уже не боясь ничего снаружи, массивную крышку люка, и
внешний воздух холодным комом рухнул вниз.
Шумные порывы морозного, сладковатого ветра привольно перекатывались
в темноте. Под ногами - ковер и осколки. Сколько же здесь рентген? Вслепую
сделал несколько шагов; ударившись о косяк, выбрался из гостиной в
коридор. Ведя рукой по стене, добрался до наружной двери и изо всех сил
оттолкнул ее от себя.
Он едва устоял. Ледяной поток, наполненный хлесткой снежной крупой и
пеплом, словно водяной вал, ударил в грудь, ободрал лицо. Человек вскинул
руки, заслоняя глаза, и только теперь бутылочка выпала из окостеневших
пальцев - со стеклянным стуком, едва слышным в реве ветра, она скатилась
по невидимым ступеням. Где-то неподалеку протяжно скрипели платаны.
Слепота была нестерпима, до крика хотелось хоть на секунду разорвать ее -
или выцарапать себе глаза.
Истертый, избитый ветром, он дополз до гаража. Скуля от бессилия,
долго не мог попасть внутрь. Замерз замок, у двери намело. Протиснулся.
Залез в машину. Захлопнул дверцу, отсекая влетавшие в кабину вихри, и от
блаженства на несколько минут потерял сознание.
Когда он уже отчаялся завести мотор, мучительное урчание стартера в
какой-то раз все же сменилось мягким рокотом, нелепо уютным в этом аду.
Машина преданно дрожала, как всегда. Машина была жива. Человек включил
фары и, захлопнув лицо ладонями, закричал от свирепой боли, от
беспощадного удара света. Перед намертво зажмуренными глазами пульсировало
ослепительное изображение - изломанные деревья с примерзшими к ветвям
тряпочками листьев и черные, сникшие цветы в снегу и пепле.
Струи поземки летели навстречу, косо пересекая шоссе. Машина
вспарывала их, колеса то и дело скользили по ледяной крупе, зависали,
отрываясь от покрытия, и тогда ревущая буря грозила смахнуть машину с
дороги. Некоторое время человек бездумно соблюдал рядность; потом, когда
фары высветили днище опрокинутой громады контейнера, ушел влево и со
странным чувством мертвенного освобождения пустил разграничительный
пунктир под кардан. Один раз где-то далеко - за городом, за мысом, в
открытом море - полыхнула долгая голубая зарница. Что-то горело?
Взорвалось? Или война еще шла? Он обогнал окаменевшую колонну армейских
грузовиков и бронетранспортеров - многие перевернулись, свалились с шоссе,
когда на них обрушилось... что? Вокруг выступов на корпусах крутились
снежные вихри. Он притормозил - машину слегка занесло и долго волокло
боком. Прикрывая лицо, вышел наружу. Ветер ошеломлял, душил, незастегнутое
пальто рвало плечи, взлетая к затылку. Влез в один из кузовов. Смерзшейся
грудой лежали ледяные манекены в полевой форме. Некоторые успели достать
противогазы, некоторые даже успели их надеть. Выдрал из груды один
автомат, потом другой. Волоча в каждой руке по автомату, доковылял до
машины. Снегопад усиливался, - бешеная, сверкающая пляска в лучах фар, и
тьма вокруг.
Город не очень пострадал. Видимо, бомба взорвалась где-то южнее, в
районе химкомбината - поговаривали, что там выполняют заказы военного
ведомства. Наверное, оттуда и тянуло странным сладковатым угаром. Часто
приходилось разворачиваться у завалов, у перевернутых автобусов и машин.
Один раз автомобиль будто въехал на каток; всю улицу, и бог знает сколько
еще улиц, залила лопнувшая канализация. Его опять сильно занесло, он едва
не врезался в растоптанный девятиэтажный дом, прокопченный долгим пожаром.
Здесь он тоже предпочел вернуться и поискать объезд.
По знакомой лестнице поднялся на третий этаж. Поставил автомобильный
фонарь на пол, долго возился с ключами - не слушались пальцы. Потом не
открывался замок. Наконец вошел. Словно бы вышел обратно на улицу. Здесь,
за столь надежно запертой дверью, здесь, где всегда еще с порога
охватывало чувство тепла, уюта и покоя, выла и вихрилась та же пурга,
опаляла щеки, стены обросли серыми от пепла сугробами, и край пола -
неровный, иззубренный - обрывался в пустоту. Там несся снежный вихрь,
глубинно мерцая от света фар внизу. И она, присыпанная пеплом и снегом,
лежала лицом вниз на полу кухни, и кастрюля из-под супа лежала в полуметре
от ее головы, и кусочки мяса, моркови, сельдерея вмерзли в твердую,
заиндевелую кипу волос.
Тесть был, как всегда, в кабинете. Здесь часть стены внесло внутрь, и
она, раскрошив книжный шкаф и письменный стол, распалась на несколько
плоских обломков. Трещины были плотно забиты черным снегом. Из одной
неловко торчали пальцы, сжимавшие шариковую ручку. Человек едва не
разорвал себе руки в тщетных попытках сдвинуть обломки, потом вернулся на
кухню, осторожно оторвал от пола жену - на одежде и на обожженной щеке ее
торчали тоненькие, неровные крылышки мутного льда. Он обломал их и,
зацепив двумя пальцами фонарь, вышел на лестницу. Прислонив жену к стене,
аккуратно запер дверь.
У машины, мерно мурлыкавшей на холостом ходу, он оглянулся на дом.
Была какая-то запредельная насмешка в гротескно решетчатой обнаженности
сотен одинаковых клеток. Вон там жил кибернетик, в которого жена одно
время была влюблена, вон там, где смятое пианино свесилось в пургу.
Вспоминая, как ревновал, он открыл дверцу и хотел, как всегда, усадить
жену рядом с собой, но она не помещалась, она замерзла, вытянувшись. Он
уложил ее на заднее сиденье.
Возле магистрата новая мысль пришла человеку в голову. Крепкое,
старинное здание, фасадом обращенное к северу, удивительно уцелело.
Уцелели почти все стекла. Уцелели рвущиеся, хлопающие по ветру флаги по
обе стороны парадного подъезда. Тормозя, человек проехал мимо ушедшей в
снег важной машины; внутри темнел, запрокинувшись, ледяной манекен шофера
- он так и не дождался пассажира. Обдирающая, как наждак, пурга ворвалась
в кабину. Визгливый грохот распорол шипение и завывание, летящие клубы
снега озарились пульсирующим оранжевым светом. Приклад колотился о плечо.
Беззвучными призрачными водопадами стекла фасада срывались в пляшущую
мглу, один из флагов вдруг отделился от стены и, напряженный, как парус,
косо полетел вниз. Короткий красный огонь выплескивался из дула. Глаза
слепли от леденеющих на щеках слез, руки свело судорогой - но от ужасающей
пошлости, претенциозности происходящего его тошнило.
Потом тошнота не прошла - усилилась, начались спазмы, а желудок давно
был пуст, и лишь немного желчи выбросилось в рот. Задыхаясь, человек хотел
выплюнуть желчь на лежащие в снегу пустые автоматы, но тут из носа хлынула
кровь - кровь в нем еще была. Сколько же здесь рентген? У него звенело в
голове, все качалось.
С женой на руках он спустился в подвал, уложил ее на диван. Накрыл
своим пальто, подоткнул в ногах, чтобы ей было теплее. Прилипший к пальто
снег не таял.
Автомобильный фонарь наполнял подвал бесчеловечным белым светом.
Что-то пробормотав, человек поспешил обратно, наверх. Через несколько
минут вернулся, неся полупустую бутылку коньяку. Закрыл люк - крышка
лязгнула, рухнув в пазы, и завывание ветра сразу стало далеким и не
важным.
Налил в рюмку. С губ в спокойном морозном воздухе слетал пар.
Пригубил, зашелся кашлем, расплескивая ледяной коньяк. Едва переведя дух,
отчаянно выпил, налил снова, рюмка колотилась в его руке, тускло
отблескивающие капли слетали с кромки стекла. Снова выпил, спеша, но зубы
у него все равно стучали. Оторвал рюмку от губ, и она, лишившись опоры
губ, заплясала в пальцах и выпрыгнула из них, сверкнула в сторону, в тень.
Сел на край дивана, сбросил пальто на пол - разлетелись рыхлые полоски
снега, - ковыляющими пальцами раздергал красивую тесьму у ворота, стал
сдирать блузку, надетую, как он любил, на голое тело. Тонкая отвердевшая
ткань отделялась вместе с кожей, ошпаренной разливом супа. Едва не падая
от поспешности, бросился к аптечке, щедро смазал бурые проплешины мазью от
ожогов. Потом выплеснул на ладонь немного коньяку и принялся растирать не
захваченную ожогом кожу. Хрипло дыша, пристанывая при каждом вздохе,
человек работал исступленно, точно боялся опоздать. Через некоторое время,
вдруг спохватившись, поднес горлышко к ее губам, попытался, невнятно и
ласково воркуя, разжать ей челюсти и дать выпить глоток. Не сумел. Снова
плеснул на ладонь. Вдруг замер, ошеломленный догадкой, - задергалось
иссеченное пургой лицо.
- Она не умерла!! - закричал он и с удвоенной силой принялся
растирать жесткое, как настывший камень, тело - кожа лохмотьями ползла с
его ладони, по животу и груди жены потянулись первые, легкие полосы крови.
- Глупенькая, а ты что подумала? Дуешься на меня - а сама не поняла! Я
снотворного ей дал, снотворного! Она проснется утром и позовет тебя опять,
и что я ей скажу? Она тебя ждет, зовет все время, только "мама" и говорит!
- разогнулся на миг, поднял глаза на кроватку и увидел сидящего на стуле
мужчину в грязной, не по погоде легкой хламиде до пят. Окаменел. Гость -
смуглый, бородатый и благоуханный - безмолвно смотрел на него, и свет
фонаря яркой искрой отражался в его больших печальных глазах.
Человек медленно поднялся.
- Ну вот... - хрипло произнес он.
Гость молчал. Это длилось долго.
- Думаешь, я сошел с ума?
Гость молчал, его коричневые глаза не мигали.
- Хочешь коньяку?
Гость молчал. Выл ветер наверху. Бутылка с глухим стуком вывалилась
на пол и откатилась в сторону, разматывая за собой прерывистую тонкую
струйку.
- Опять пришел полюбоваться, какие мы плохие?
Гость молчал.
- А сам-то! Мы оглянуться не успели, а у тебя уже кончилось молоко! И
ничего лучше меня не придумал ты! Раскрыл, называется, почку... Бог есть
любовь! - фиглярски выкрикнул он. - Прихлопнул!!
Гость молчал.
- А я отогрею их, вот увидишь, - тихо сказал человек.
По щекам гостя потекли крупные детские слезы. Несколько секунд
человек смотрел недоуменно, потом понял.
- Э-э, - сказал он и, безнадежно шевельнув рукой, снова опустился на
диван. Гость упал перед ним на колени. Схватил его руку, прильнул горячим,
мокрым от слез лицом. Плечи его вздрагивали.
- Не бери в голову, - с трудом выговорил человек и вдруг улыбнулся. -
Все пустяки. - Положил другую руку на голову гостя и принялся гладить его
мягкие ароматные волосы. На вьющихся черных прядях оставалась сукровица,
тянулась отблескивающими жидкими паутинками. - Гли-гли-гли. Страшный сон
приснился? Поверь, все пустяки... Не получилось раз, не получилось два -
когда-нибудь получится. Ты только не отчаивайся.
- Я тоже думал, отогрею, - жалобно пролепетал гость прямо в
притиснутую к его лицу ладонь. Худые плечи под хламидой затряслись
сильнее.
Бок о бок хозяин и гость вышли из дома, и груда пурги обвалилась на
них. Параллельно земле мчался неистовый, всеобъемлющий поток, волшебно
подсвеченный изнутри фарами машины, затерянной в его глубинах.
- Спички-то хоть найдутся? - спросил человек. Горячая рука вложила в
его пальцы коробок. Человек криво усмехнулся: - Этого добра у тебя всегда
для нас хватало...
Идя на свет, он добрался до машины, вынул из багажника запасную
канистру. Зубами отвернул пластмассовую крышку, вернулся к двери,
затерявшейся было в пурге. Гость уже исчез - будто привиделся. Задыхаясь,
поднялся по ступеням, поставил канистру на пол коридора и пнул ногой.
Канистра опрокинулась в темноту. Присев, человек подождал, пока бензин
растечется. Потом, пробормотав глухо: "Отогрею, вот увидишь...", зажал
несколько спичек в кулаке и неловко чиркнул.
Пламя с ревом встало едва не по всему дому сразу. С опаленным лицом
человек скатился с крыльца в сугроб у самой границы гигантского гремящего
костра. Стало светло как днем; оранжевая, мохнатая толща стремительного
снега просматривалась далеко-далеко. Увидел, как затлела, задымилась
одежда, и подумал: холодно.
"Зима", Вячеслав Рыбаков.
Поделиться462014-01-16 14:50:57
Возможно, только я эту книгу не читала.)
---
Веллер "Приключения майора Звягина"
глава VI
ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ
Непростая вещь – слава. Валерий Чкалов пролетел под Литейным мостом, что стало первой главой легенды о великом летчике, – это общеизвестно. А кто вспомнит фамилию парня, который на съемках фильма «Валерий Чкалов» пролетел под мостом четырежды: режиссер требовал дублей?
Звягин кинул палочку от шашлыка в урну и обернулся. Отсюда, с полоски песка у стены Петропавловской крепости, далекое пространство под мостом казалось немалым для крохотного поршневого истребителя. Игрушечный трамвай полз по мосту мимо черточек людей у перил.
– Хотите кинзы? – Сосед по столику, истолковав его молчание в пользу согласия, посыпал дымящееся мясо тертой пахучей травкой и завинтил баночку.
Звягин ограничился сухим «благодарю». Случайного знакомства с банальными разговорами не хотелось. Жена с дочкой укатили на весенние каникулы в Москву, и Звягин, подобно многим семейным людям, находил особенное удовольствие в недолгом одиночестве.
– Весна… – молвил сосед, вздохом и паузой приглашая к беседе. – Нева, Зимний дворец… – Перевел взгляд на противоположный берег. – Знал Петр, где строить город.
– Да, – холодно сказал Звягин. – Петр знал, где строить город.
– Игла Адмиралтейства, – куковал сосед, – купол Исаакия… – Он, похоже, настроился цитировать путеводитель для туристов.
– Казанский собор, – отрубил Звягин. – Невский проспект, Смольный монастырь. Пискаревское кладбище.
Край полосатого тента хлопнул под ветром и сбил с общительного едока шляпу. Шляпа плавно перевернулась в воздухе и шлепнулась в блюдце с кетчупом. Сосед вдруг побелел, затрясся и с маху швырнул шляпу в урну. На голове его обнаружилась косая унылая проплешина.
– Вещи – тлен, – изрек Звягин, – по сравнению с бессмертной красотой архитектуры нашего города.
Издевка не вызвала реакции. Сосед вгрызся в мясо, обнажив прокуренные зубы.
– А если бы брюки запачкались? – с интересом спросил Звягин. – Тоже в урну?
– В урну! – прорычал тот, жуя и задыхаясь.
– Чуждый нам образ жизни миллионеров, – согласился Звягин, – имеет свои привлекательные стороны. Например, носить новые сорочки, выкидывая грязные. Говорят, у них там жутко захламлены улицы.
– Ненавижу этот город, – прошипел сосед.
– А что ж вы в нем делаете?
– Что?! Живу!
– Тяжкая доля. А вы не пробовали поменять Ленинград на Конотоп?
Мятое, усталое лицо соседа выразило беспомощную покорность: он покорялся глумливости собеседника, пропаже шляпы, всем бесчисленным неприятностям, читавшимся в ранних морщинках.
– Молодец, – зло одобрил он. – Никогда никому не сочувствуй.
– Я так и делаю.
– Выпить хочешь?
– Хочу! Ты угощаешь?
Из респектабеяьного «дипломата» баеснула бутылка «Стрелецкой», рыжая струя зашуршала в бумажные стаканчики: бульк, бульк.
– Кх-ха…А ты что же?
– Хочу, – с сожалением водтвердил Звягин, – но не могу.
– Как это?
– Я подшит, – горестно сказал Звягии. – Месяц как из ЛТП. – И пояснил: – Лечебно-трудовой профилакторий.
– Ух ты… – без сочувствия сказал сосед. – Тогда – твое здоровье!
Переступив по песку ближе, протянул руку – несильную, нерабочую:
– Володя.
– Леня, – Звягин изобразил слабое пожатие.
– Кем работаешь, Леня?
– Да вот, устраиваюсь пока…
– Семья-то есть?
Звягин немного подумал, как бы не будучи уверен, есть ли у него семья:
– Сейчас один, – неопределенно ответил он, гримасой давая понять, что это вопрос деликатный.
– А вот у меня все есть, – безрадостно сказал Володя. – Семья, работа, квартира… Вроде есть – а вроде бы и ничего нету… Не понимаешь? Да… Ты здорово закладывал?
Достойным кивком Звягин изобразил, что да, закладывал он здорово. Володя посмотрел на него с сомнением. Подтянут, черный плащ по моде, галстук вывязан узким узлом. Подбритые виски, артистическая проседь, на жестком лице треугольный шрамик, как у прусского студента-корпоранта.
– А смотришься, как большой человек, – сообщил он результат своего осмотра.
– Внешний вид способствует трудоустройству. – Звягин остался доволен своей канцелярско-неуклюжей фразой. Прикинул, какая роль оградит его от возможности попасть впросак.
– Я ведь шофер был. Первого класса. На «скорой», – подчеркнул со значением.
– А что ж не удержался?
– Машину я разбил. Эх… Со всей бригадой, с больным, Страх! Врач через стекло наружу вылетел, больной с носилок – на фельдшера, реанимобиль в брызги… Собрали меня по частям в больнице – и на суд. Семь лет и принудительное лечение. Вот что водка делает. – Володя посмаковал чужую горесть подозрительно.
– М-да… – протянул он. – А вообще ты на шофера не похож…
Похоже, он предпочел бы собеседника более образованного. Своего, так сказать, уровня интеллигентности, или социальной принадлежности, как бы это правильнее выразиться. Звягин охотно пошел ему навстречу:
– Я раньше врачом был, – поведал он. – Первый медицинский, диплом с отличием. Аспирантуру предлагали. Да денег не хватало, ну и переквалифицировался.
– О, – сказал Володя. – Интеллигентный человек сразу чувствуется. А каким врачом? Не невропатолог случайно?
– Патологоанатом, – решил Звягин. – Знаешь – спокойнее. Никаких тебе ошибок, жалоб. Скальпель в руки – и вперед.
Володя покривился с почтительной опаской. Звягин увлеченно живописал подробности работы патологоанатома. Володя нежно позеленел и прижал рукой прыгающий кадык.
– Мы за столом все-таки, – глюкнул он утробным баритоном. – Хоть и стоя, на воздухе, но все же… – Утер лицо платком.
«Я т-тебя отучу пить дрянь. Я т-тебя отучу плакаться на жизнь!» Звягин прибавил красочных деталей. Володя сомлел и изготовился к бегству.
– Приятного аппетита, – пискнул жалобный дискант. Юная компания вокруг соседнего столика была скандализована и собирала силы для отпора.
– Простите великодушно, – прижал руку к груди Звягин. – Недавно освободился из заключения, отвык от приличного общества.
Сегодняшняя прогулка развлекла его в полной мере. Ну можно ли быть таким мальчишкой, укорил он себя. Вечно я перехватываю через край.
– Не унывай, Вовик! – попрощался он. Володя протянул клочок с номером телефона:
– Позвони в понедельник. У нас в институте, вроде, требуется шофер. Могу помочь устроиться – на первое время. – Тон был дружеский. Звягин испытал легкий укол совести.
– Спасибо. – И спросил прямо: – На что я тебе сдался? Ведь позвоню, так пожалеешь о своей общительности, отделаться от меня захочешь.
Володя смутился. Вежливость, привычная смазка в колесиках человеческих отношений, въелась в него крепко.
– Я по-человечески… – с тенью обиды сказал он. Отвернулся, поколебался недолго и запустил руку по плечо в зеленую жестяную урну, набитую просаленными бумажными тарелками и смятыми стаканчиками. Извлек оттуда свою оскверненную шляпу и принялся заботливо очищать платочком.
Из-за столиков смотрели с брезгливой жалостью. Володя старательно не замечал этого. Волосы раздувались вокруг кривой плешки. Он расправил шляпу и собрался надеть. Звягин огорченно цыкнул.
– Дай сюда! – приказал резко. Вырвал у него шляпу и, сильно размахнувшись, запустил далеко в Неву. Шляпа по высокой дуге спланировала над водой, косо коснулась свинцовой поверхности и поплыла по течению.
– Ты что?.. – растерялся Володя. Усач в белой курточке распрямился над дымящим мангалом, ожидая развития событий. По дорожке меж голых кустов шел неторопливый милиционер. Юная компания сосредоточенно следила, как шляпа вершит свой путь к Финскому заливу.
– Она тебе не подходила, – сказал Звягин. – Я выкинул, я и куплю новую. Поехали в Гостиный. – И дружески подпихнул его в спину.
На Мытнинской набережной брызнуло коротким дождем. Володина лысина заблестела. Он покорно переставлял ноги, не обнаруживая способности к сопротивлению.
– Где тебя учили так позориться, друг любезный Вова?
– Да не нужна мне никакая шляпа… – вывалился вялый ответ.
– Отчего невесел?
– А чему радоваться…
– Жизни! – закричал Звягин.
– Разве это жизнь…
– А что?
– Существование…
На втором этаже Гостиного двора Звягин придирчиво перетасовал десяток шляп. Остановил выбор на широкополом сером экземпляре, почти «борсалино». Чуть наискось водрузил на мокрую Володину голову.
– Мне не нравится, – тот скривился перед зеркалом.
– Шляпа, – наставительно произнес Звягин, – как и любой головной убор, требует умения носить ее. Девушка, в какую кассу платить?
Уже в наружной галерее Володя с раздумчивым удивлением спросил:
– Почему, собственно, я тебя слушаюсь?
– Потому что я сильнее. Это во-первых. А во-вторых – потому что ты сам этого хочешь. А вот и трамвай – прыгаем!
Втиснувшись в вагон, Володя запоздало буркнул:
– Куда ты меня тащишь?
– В самоварную напротив Юсуповского садика. По пятницам там бывают блины с медом. Для подслащения твоей жизни.
Поделиться472014-01-22 06:36:43
Очень неплохо написано:
"Могила без памятника"
http://authorstyle.org/forum/12-3068-1
Первая часть откровенно скучнова-та, потом не оторваться.
Поделиться482014-01-31 22:15:18
Очень неплохо написано:
"Могила без памятника"
http://authorstyle.org/forum/12-3068-1
Первая часть откровенно скучнова-та, потом не оторваться.
Так скучновато, что невозможно читать, к сожалению.
Сижу, читаю Веллера про майора Звягина. Очень интересно, кстати. Там такой герой есть - Комогор - ловкий манипулятор людьми. В его дневниках, где он описывал свои приемчики, есть такая запись, в продолжении нашего недавнего разговора:
"... Пойми, чего он хочет и не хочет, любит, боится, уважает, ненавидит. Надо знать, каков он на самом деле, каким представляет себя, каким его представляют другие ..."
"Каким представляет себя" - это понятно; "каким его представляют другие" - тоже просто; а вот что имел ввиду писатель Веллер под "каков он на самом деле"?
Что вообще подразумевают, когда говорят: Я знаю, какой ты на самом деле?
И может такое быть, чтобы человек сам про себя знал, какой он на самом деле? Что это за "самое дело" такое ))
Поделиться492014-01-31 22:57:26
Так скучновато, что невозможно читать, к сожалению.
Да, начало очень бытовушное. Дальше, тоже на любителя, элементы социальной драмы никуда не деваются. Самое интересное начинается, когда молнией сознание одного человека переносится в тело другого, постепенно "подгружается" память и т.д.
"... Пойми, чего он хочет и не хочет, любит, боится, уважает, ненавидит. Надо знать, каков он на самом деле, каким представляет себя, каким его представляют другие ..."
"Каким представляет себя" - это понятно; "каким его представляют другие" - тоже просто; а вот что имел ввиду писатель Веллер под "каков он на самом деле"?Что вообще подразумевают, когда говорят: Я знаю, какой ты на самом деле?
И может такое быть, чтобы человек сам про себя знал, какой он на самом деле? Что это за "самое дело" такое ))
Думаю, что цитатах выше речь идет о притворстве или о том случае, когда человек бессознательно ведет себя на публике иначе, и этот "деланный" образ совпадает с его собственным представлением о себе. Например, человек может быть не чист на руку, но на публике производить впечатление человека очень принципиального, честного в этом вопросе. Сам себе он будет объяснять своё воровство красивыми причинами, кардинально меняющими суть им содеянного: с отрицательного окраса на положительный. По факту - он украл. Остальное создаваемая им видимость и его личные интерпретации. Может, ошибаюсь. Мне в этом ключе подумалось.
Поделиться502014-02-01 22:56:29
Думаю, что цитатах выше речь идет о притворстве или о том случае, когда человек бессознательно ведет себя на публике иначе, и этот "деланный" образ совпадает с его собственным представлением о себе. Например, человек может быть не чист на руку, но на публике производить впечатление человека очень принципиального, честного в этом вопросе. Сам себе он будет объяснять своё воровство красивыми причинами, кардинально меняющими суть им содеянного: с отрицательного окраса на положительный. По факту - он украл. Остальное создаваемая им видимость и его личные интерпретации.
Ага, получаем
Как его представляют другие: принципиальный, честный человек.
Представляет себя сам: принципиальный, честный человек. Да украл, но потрачу на хорошее дело.
На самом деле (с точки зрения всевышнего): просто вор.
Теперь понятно, спасибо! )
Поделиться512014-02-02 20:21:47
И может такое быть, чтобы человек сам про себя знал, какой он на самом деле? Что это за "самое дело" такое ))
"На самом деле никакого "самого дела" нет.")
Поделиться522014-02-02 21:11:34
"На самом деле никакого "самого дела" нет.")
Да, наверное так.. но я вот что подумал. Этот негодяй, которого Савана для примера привела, у него в уме ведь наверняка живут все три этих образа. Он неглупый чел и прекрасно представляет, как он выглядит в глазах других и в глазах бога. Наверное ему не очень-то уютно живется с таким разногласием в душе. Страдает даже. Что если он вдруг внемлет советам психиатров и решит стать самим собой - каким из трех персонажей он должен будет стать?
Поделиться532014-02-02 22:46:30
Да, наверное так.. но я вот что подумал. Этот негодяй, которого Савана для примера привела, у него в уме ведь наверняка живут все три этих образа. Он неглупый чел и прекрасно представляет, как он выглядит в глазах других и в глазах бога. Наверное ему не очень-то уютно живется с таким разногласием в душе. Страдает даже. Что если он вдруг внемлет советам психиатров и решит стать самим собой - каким из трех персонажей он должен будет стать?
lime, когда написала этот ответ с примером, вспомнила:
Кто избавится от Я и моё, способен видеть вещи в их истинной перспективе. (с)
Но не стала ничего добавлять, решив, что понять мы пытались Веллера, а он, почему-то мне так кажется, подразумевал именно этого "негодяя".
Развеселилась, когда прочитала комментарий про "всевышнего", получается Он - не избавился. А как тогда судить можно?)
Ну, а стать самим собой в указанном выше контексте на деле непросто. Пример - крайность. Я себя совсем недавно (вчера или раньше?) подловила как раз на таком "замыливании" кхм... не достаточно самурайских мотивов. Мне казалось, что на самом деле всё красивее. Когда увидела - ужаснулась себе, и тут же начала придумывать оправдание, за которое, скажу честно, не очень-то хочется заглядывать вновь... Мне нужно, чтобы всё было таким образом (из благих же намерений?)), но сути это не меняет, в смысле - перед всевышним.)) Или Он по суммарным итогам сальдо определяет?) Хотя, как посмотреть - я же не могу по-другому. Хочется быть в этом уверенной, чтобы оставаться в согласии со своими принципами. Благо, что я искупаю всё по ходу, и у меня есть несколько мотивов: один отвратительный, и несколько очень даже звучных (ведь, весомее?). Или так и должно быть у каждого человека - моральный невыбор.) Сцепление с поверхностью земли.
(Сейчас начнется, типа, а почему бы не принять себя и Вселенную как есть...)
Поделиться542014-02-02 23:54:11
Но не стала ничего добавлять, решив, что понять мы пытались Веллера, а он, почему-то мне так кажется, подразумевал именно этого "негодяя".
Мне тоже кажется, что Веллер именно это и хотел сказать, как вы объяснили. Вы его как писатель писателя вычислили.
Развеселилась, когда прочитала комментарий про "всевышнего", получается Он - не избавился. А как тогда судить можно?)
А я вдруг подумал, что в религиях не зря существует молитва. Молитва - это по сути общение, пусть и одностороннее. А когда ты постоянно общаешься с человеком (или с богом), у тебя в уме появляется твой образ того, как ты выглядишь в глазах этого человека (или бога). Этот дополнительный образ наверное имеет лечебный эффект для личности.
Я себя совсем недавно (вчера или раньше?) подловила как раз на таком "замыливании" кхм... не достаточно самурайских мотивов. Мне казалось, что на самом деле всё красивее. Когда увидела - ужаснулась себе, и тут же начала придумывать оправдание, за которое, скажу честно, не очень-то хочется заглядывать вновь... Мне нужно, чтобы всё было таким образом (из благих же намерений?)), но сути это не меняет, в смысле - перед всевышним.)) Или Он по суммарным итогам сальдо определяет?) Хотя, как посмотреть - я же не могу по-другому. Хочется быть в этом уверенной, чтобы оставаться в согласии со своими принципами. Благо, что я искупаю всё по ходу, и у меня есть несколько мотивов: один отвратительный, и несколько очень даже звучных (ведь, весомее?). Или так и должно быть у каждого человека - моральный невыбор.) Сцепление с поверхностью земли.
(Сейчас начнется, типа, а почему бы не принять себя и Вселенную как есть...)
Как хорошо вас читать, вы бы знали. Каждое предложение как подарок. Моральный невыбор вообще клево ))
Поделиться552014-02-03 14:40:47
А я вдруг подумал, что в религиях не зря существует молитва. Молитва - это по сути общение, пусть и одностороннее. А когда ты постоянно общаешься с человеком (или с богом), у тебя в уме появляется твой образ того, как ты выглядишь в глазах этого человека (или бога).
Интересная мысль, не задумывалась над этим раньше.
Поделиться562014-04-12 11:03:57
"Ночной фотограф" Юрий Дихтяр
"Каждый из нас живёт на своей территории. И каждый, подобно какому-нибудь ёжику, хорьку или хомячку, метит свои владения. Но не для того, чтобы отпугнуть чужака, а чтобы самому случайно не перейти границу и не вляпаться в чужое дерьмо.
Если вы никогда не видели вживую костюм от Армани или часы Ролекс, это не значит, что их не существует, это значит, что им не место на вашей территории, потому что вы ездите в метро и обедаете в пельменной.
Если вы никогда не были в Монте-Карло, это означает не то, что этот город придуман, а то, что вы лузер и ваше место отдыха в лучшем случае Анапа или Ялта. Монте-Карло - не ваша территория.
Если вы каждый день видите только толпу обычных среднестатистических людей, то вы ошибаетесь, если считаете, что вокруг всё спокойно и мир не кишит всякими придурками, психами, маньяками, наркоманами и прочей опасной для жизни сволочью. Но и это не самое худшее. В дебрях бытия прячутся самые немыслимые кошмары. Так что, никогда не переступайте границ своих меток. Упаси господь от такого необдуманного шага. Старайтесь не совать свой нос куда не надо. Ходите по натоптанным тропам.
А вот меня никто не предупредил, и теперь... Давайте по порядку"
"Предупреждение: вампиры"