Вместо нескольких статей
1. Говоря в Срединном пути #2, что в настоящем мыслей нет, это не совсем верное утверждение. Сам оглашенный принцип Середины предполагает, что и у мыслей должна быть середина – Срединная мысль, центральная мысль. Так будет даже логичнее, так как мысли должны вокруг чего-то вертеться, и эта Срединная мысль должна быть источником всех остальных мыслей. Да, смотря на прилагающуюся фотографию циклона, вроде бы можно предположить полную аналогию. Но если аналогию и продолжить, то этот центр должен играть важную роль для всей бури. Центр прозрачен-невидим-незамечаем, но это не значит, что там пусто.
Что же это за мысль, которую мы не замечаем, но она есть? О чём мы вообще думаем, когда ни о чём не думаем? Основываясь на большинстве эзотерической литературы, можно предположить, что это мысль о своём существовании. Мы вроде сидим, ничего не делаем, ни о чём не думаем, но есть наше существование. Точнее, мысль о том, что мы существуем. Её даже насильно не надо мыслить, так как она воспринимается как само собою разумеющееся. Мысль практически беспрерывная (разве что, во сне без сновидений, но тут надо ещё обдумать всё). Можно подойти с другой стороны: люди, которые находятся в самых экстремальных ситуациях, пытках, на грани жизни и смерти, вроде бы и уставшие, мало что-то соображающие, но всегда готовы что-то о себе сказать: «мне больно, помогите, спасите, умоляю». Без своего существования, без мысли о существовании, разве возможна хоть какая-то из этих просьб? А кто-то даже и начнёт сопротивляться в последний раз из последних сил.
Каков вывод и перспективы? В общем-то если такая мысль идёт плавно без рывков, то её никак не обнаружить. Нужно что-то ещё внешнее, чтобы эта мысль стала видимой. Таков пессимистический вывод. И, так как такой процесс будет делаться без вашего участия, то нужна чужая «милость».
Можете, конечно, попробовать вниманием отследить мысль «я существую». И, как показывает любая практика слежения за мыслями, обычно от внимания мысли исчезают. При удачной практике вы должны исчезнуть… Точнее мысль исчезнет о вашем существовании, что одно и то же.
2. Когда-то я в общении с lime написал, что и сознание должно быть иллюзией. Тут надо сделать уточнение. Перестав думать о прошлом и будущем, мы вроде бы возвращаемся в настоящее. Вроде всё логично сказано. Однако, что, если мы возвращаемся в ещё одну новую фантазию о настоящем? То есть, фантазийная работа нашего ума не прекращается. Одна мысль, сменяет другую. Теоретически-то можно мысли разделить по времени, но все эти мысли равнозначны, и, тогда, текущий момент «сейчас» ничем не отличается от прочих фантазий. Настоящее с такой точки зрения, ничем не отличается от воспоминаний прошлого, и мыслей о будущем. Того, у кого получилось выйти за грань этих фантазий, действительно, можно назвать пробуждённым. Аналогия полная. Нам-то кажется, что, перестав жить в фантазиях мы очутились в Здесь и сейчас. Но получается, что мы вроде бы проснулись, но оказались просто в новом сне – всего лишь сменилась обстановка в фантазиях.
Истинно пробудившийся увидит совершенно иной мир, даже если в расположении предметов ничего не поменяется. Бывает, что люди спят с немного открытыми глазами, и им снятся предметы, которые возле них находятся. И что-то про эти предметы снится. А проснувшись, они опять же их видят, но уже с другими ощущениями.
Практика: опять же, попробуйте посмотреть на тот сон, который перед вашими глазами. Практика осознанных сновидений может чем-то помочь. Но осознанное сновидение, насколько я знаю, не гарантирует, что вы проснётесь. Может этого и достаточно, а может и нет… Вы просто спите, и знаете, что спите, но не проснулись. А как можно наверняка проснуться?..
3. Придумал афоризм: «мы смотрим на настоящее сквозь туман прошлого и будущего». Вроде бы афоризм почти ни о чём, но кое-какие делаются выводы. Мы рассматриваем «настоящее» с точки зрения времени. Вот события прошлого, вот настоящее, вот будущее. Для нас «настоящее» просто один из этапов процесса, и не более! (Привет, Dan). Мы ставим какую-то цель, имеем начало цели (в прошлом), окончание цели (в будущем), а настоящему предполагается некая роль поворотного механизма, где можно что-то решить/разрулить/направить дабы эта цель была выполнена. Даже при медитации пытаемся вернуться в «настоящее», но разве это будет настоящее? Это будет просто одно из звеньев цепи цели-результата. Конечно, звено настоящего важное, единственное, где можно всё запороть или улучшить, но тем не менее, смотря на такое «настоящее» мы из прошлого и будущего смотрим на текущую «работу». Смотрим из фантазий на фантазию. Мы сейчас выполняем руководство из будущего. Здесь и сейчас превращается в «проходной двор».
Что делать, дабы выйти из этого процесса? Казалось бы, ничего не планировать. Но подобные советы – «мимо кассы». Планировали, планируем, и будем планировать.
Думаю, возможна деятельность и из истинного Здесь и сейчас, почему бы и нет? Но уже смотреть на прошлое и будущее из настоящего.
Допустим мы захотели съесть яблоко. Это уже в прошлом. В будущем – утоление нашей потребности. Тогда настоящее же рассматривается как возможность осуществить задуманное: надо пойти купить яблоко. И вот, пока вы будете осуществлять задуманное - идти в магазин, ваше ЗиС (Здесь и сейчас) в общем-то и уничтожено. Вы следуете намеченному плану, ваша задача идти/купить/принести. Где тут взяться осознанности? Закончив с этим делом, казалось бы, теперь уж всё, но нет… Есть же ещё несколько задач, которые тоже были запланированы заранее. И даже если вы просто ждёте, то это тоже запланированный этап процесса. Эти процессы могут иметь большой промежуток времени: дни, месяцы, и даже годы, когда вы, например, обучаетесь. А в глобальном плане, возможно, и ваше рождение-смерть – начало и конец процесса. Получается какая-то матрёшка (рекурсия) «незакрытых гештальтов». Интересно, когда человек ничего не делает, то на него вокруг оказывают давление «лентяй, займись делом»… Похоже у нас уже в генах потребность что-то делать на пути к своей смерти.
Будущее и прошлое повлияли на ваше настоящее.
Всегда тонкой красной линией проходит вопрос о делателе: кто это придумал, кому надо осуществить план? Ведь без делателя зачем это всё нужно? Интересно заметить, что этот делатель размазан по времени. У делателя есть начало и конец – процесс. Пока идёт процесс – есть делатель. Дело закончилось – уже делателя нет. Вот только процессы не заканчиваются. Может, потому и говорят, что пока работаешь – живёшь? Видать, для них жизнь и есть процесс. (навеяно фильмом «Рисовые люди»)
Без времени, теоретически, есть сингулярность, начинание и заканчивание дела совпадают. Всё во всём и сразу. Где начало, и где конец работы?
С просветлением тоже юмор какой-то получается. Ведь это воспринимается как процесс, где есть пожелавший просветления, и есть конечный результат – пробуждение (состояние бодхи и т.д.). В настоящем идёт контроль и направление, чтобы этот результат был получен. И всё это, по-моему мнению, никак не вяжется с просветлением… Если человек вместе с процессом размазан по времени, он не в ЗиС.
Вывод из всего этого: в ЗиС мы не находимся, и даже не знаем, что это. Когда не будет делателя и/или времени, вот тогда то, что останется, и можно назвать ЗиС. А можно и никак не называть, потому что делать названия, основанные на термине «временя», значит, пребывать во времени, растянутом по разным категориям, значит и быть деятелем, быть существующим.
Даже когда я пишу эти строки, есть некое начало, когда я решил написать статью, и есть конечный процесс – публикация. Настоящее же я использую, чтобы эту публикацию осуществить, иначе процесс не будет осуществлён.
И вы, открыв статью, уже начали процесс. Конечный – прочтение статьи (или, иные цели). Но этот процесс «из прошлого в будущее» уже занял ваше теперешнее время.
Вы сели, значит, уже есть план на будущее – встать. Вы заварили чай/кофе в чашке, уже в планах выпить, помыть чашку, запрятать её.
Если я вас вопрошу оглянуться, и вы оглянетесь, то тоже потеряли текущий момент, ведь я вас вопросил это сделать.
Настоящее получается нагромождёнными линиями планов, но они хрупкие – их легко разрушить, если не отдавать себя на сохранение их целостности – следованию плану.
Если «взять волю в кулак», и рассмотреть настоящее, минуя весь все эти струны, загораживающие вид, то, может, что-то и получится – удивительное, но временное. Начнутся новые нити – от них никуда не деться.
/*Почему всё так? Наверное из-за расширяющейся вселенной и временно неправильной энтропии.*/
Вывод: как видим, все три пункта имеют общую тематику, и показывают, что текущий момент не совсем текущий – просто рассматриваю это с разных концепций. Некоторые концепции говорят, что сам человек не сможет ничего изменить без посторонней помощи, другие концепции намекают, что сами поставленные задачи уже увели от искомого состояния. Перспектив не вижу, просто констатирую факт.