Всем известно, что когда наблюдаешь за мыслями, то они исчезают. Казалось бы, вот и всё - профит. Но вот же, говорят, что эго/я - тоже мысль.
Вот тут-то и возникают непонятки.
Просто попробую изложить некоторые соображения на этот счет. Предупреждаю, тема путаная и сложная, и состоит из многих предположений (хотя, козыри есть).
Когда от нашего внимания разбежались все мысли, то, где же эго, которое мы назвали мыслью? Одно из двух: либо мы вместе с мыслями лишились эго, либо мысли затихли, а эго осталось...
Если верно последнее, к чему я и склоняюсь, значит, при утихании мыслей, осталась всё-таки одна сильная мысль, которую просто так не возьмёшь. Либо на неё внимания стопроцентного не хватает, либо вопрос глубже, чем кажется.
В общем-то, я уже говорил когда-то, что при концентрации что-то меняется, а что непонятно. С точки зрения моего предположения, при концентрации происходит одно изменение - было много мыслей, а стала одна мысль - эго-я.
Далее уже придется делать ещё одно предположение касающееся сущности эго-я. Что ещё мы думаем/знаем, когда мысли обычные прекратились? Предполагаю, что остается мысль, что вот я сейчас тут сижу. Мысль незаметная и привычная. Она не озвучивается, а просто является констатацией факта, что вы сидите без мыслей, но вы есть. Отсюда и спор "Я - есть" истинное состояние, или нет. Постулирую, что сидение без мыслей всё равно должно оставлять какую-то мысль. Если бы вы вовсе отключились, то вопросов бы не было. Но вы сидите без мыслей, и что-то должно у вас быть. Разница между отключившимся и не отключившимся в чём? Вот, в этой мысли. Мысли о своём существовании. Вот уже от этого можно отталкиваться, строить теории, практики, сверхспособности...
Фактически, большинство обычных мыслей идут из предположения о своём существовании, а, значит, и о заботе о себе самом. Мне надо то-то сделать, мне надо туда сходить. Разве будут эти мысли возможны без мысли, что вы вообще существуете? В принципе, так и говорят, что эго рождает остальные мысли. В этом плане, всё согласуется с моим предположением. Надо сказать, что мысли бывают и отвлеченные, не связанные с вами самими. Особенно это чувствуется, когда подымаются философские вопросы: вечность, бесконечность, Бог… Могу даже предположить, что если подобные вопросы постоянно взращивать, то они могут своей силой затмить эго, и даже вытеснить его… (Тут, конечно, возникает вопрос: откуда взялись отвлеченные мысли? Возможно, из эго, но потом они переросли его). Может быть дзеновские коаны на этом и основаны – создать одну мысль. Но потом она должна исчезнуть. Это как долгожданная покупка, или оргазм – есть одна мысль застилающая всё, но потом она уже не нужна, и возникает на время освобождение. Правда, эта мысль шла, скорее всего, из эго. А надо чтобы и эго ушло, да ещё и навсегда. На этом, думаю, и можно строить практики: концентрация на чем-то одном длительное время, а потом отброс, дабы освободиться уже и от самого себя... [Даже эго для этого может подойти! Само ваше существование можно сделать постоянным объектом концентрации. Можно пнуть эго смертью – то, чего оно страшится. Чего ещё боятся существующему? Только несуществованию.]
Но вернемся к нашей рабочей гипотезе: есть собственное существование – эго, и есть мысли, которое оно порождает.
Для следующего подхода вводим термин «Источник». Без источника ничего не может существовать. У всего есть источник, значит, и у эго тоже. Другие статьи «Зеркало 3D», «Кинотеатр 3D» тоже подразумевают наличие источника вас самих. У эго тоже должен быть источник. Если у мыслей источник – эго, то у эго, в свою очередь, тоже есть Источник (предположительно, источник всё тот же). С этой точки зрения, добраться до источника можно соскользнув сверху вниз: с мыслей на эго, и с эго на источник. Вот, собственно говоря, и вся теория. Большинство адептов пытаются только убрать мысли, и это, конечно же, мало к чему приводит. Потому что одна мысль осталась, и они её не видят. Но надо как раз и работать с одной оставшейся незаметной мыслью эго. И эта мысль не боится внимания, она остается живой. Может, потому Махарши называл самым быстрым способом реализации задавать вопрос «Кто Я?». Эго не убывает, и всегда с вами, чем не надежный материал для самоисследований? Исследуя эго можно соскользнуть к самому источнику, только надо учитывать, что эго при попытке уничтожения должно вызывать жуткий страх смерти (но это не точно). Но есть и позитивные предположения, например, при наличии бесконечного потенциала – источника, вы увидите себя в этом потенциале, где вы всегда и были, и являлись лишь отражением себя, [разных себя (как в фильме Матрица), и не только себя…]
Либо всё банальнее с источником: допустим у человека пусто в желудке, и у него возникает мысль «хочу есть». Надо заметить, что хотя мысль и примитивная, но она прошла в сознание человека как уникальный феномен. Атомы и электричество сообщили про недостаток других атомов в организме, и всё это приобрело чувственный образ. Источник и должен выполнять подобные преобразования. Источник и сделал человека(эго), которое в совокупности факторов приобрело в сознании тот же уникальный феномен существования себя. Даже с этой точки зрения, достигнув создателя-источника мы должны увидеть всю иллюзорность себя…
[Те, кто реализовал себя, говорят, что видят источник мыслей – как они рождаются. Почему же мы не видим этого источника? Это как если вы один живёте на острове, но видите везде, что кто-то насрал. Логически можно предположить, что это вы, но никогда не замечали процесса своей дефекации ]
Ну и, конечно, есть Путь середины, которым я считаю, можно оперировать для выявления правильности теории. Любые поиски с точки зрения Середины неправильны, так как не принимают то, что есть. Однако, что значит принимать то, что есть? Движения вперед-назад – происходят от мыслей, если их утихомирить, то и возникает принятие того, что есть. Но разве принятие того, что есть, не является уже хорошей практикой с самим собою? Возможно, Путь Середины тоже указывает на себя самого – в принципе, тоже выявление Источника через эго, только это спокойный и длинный путь реализации. Путь без пути. Это и роднит адвайту и буддизм, имхо.
Собственно, что делать, если мысли ушли, и осталось только эго? Как это эго исследовать, где найти источник собственного существования? Прямых ответов-то нет. Может Срединный путь как раз и даёт ключ, и буддизм более глубок, чем кажется…
Ведь даже задавание вопросов «Кто Я?» не простое повторение вопросов как мантры.
В любом случае, теория Середины должна сказать своё имхо: Источник находится в середине.
А адвайта скажет на любые попытки куда-то заглянуть и что-то сделать: а кто заглядывал, а кто что-то делал? (я уже это описывал в теме «21 12 2022».
В конце концов должно появиться безмолвие, о котором пишет Пападжи. То есть, исчезнет мысль-эго.
То есть, соединив буддизм-адвайту, мы получим работу с самим собою. Причём работа должна делаться сама, благодаря прекращению действий с вашей стороны. Наше дело только наблюдать за этим процессом.
Но озвучены и другие подходы: создать одну сильную мысль. Если вы верите в Бога, то чем Бог не одна сильная не эго-мысль? Только не надо размышлять о боге, где он, кто он, как он… Это уже будет не одна сильная мысль. А мысль-Бог должна быть всеобъемлющей и высокой. Образ, да и всё. Учитывая, что образ тотален, то он как-никак лучше подходит к описанию Источника. Не нравится образ бога, возьмите тогда вселенскую скорбь…
Вот и вырисовываются уже 2 подхода: один искать источник мыслей/эго, другой – создать одну мысль.
ps. Недавно приснился сон: я спрашивал как найти себя. А мне типа: да вот же ты, не видишь, что ли? И действительно, как-то аж стыдно стало, что не вижу самую очевидную вещь.