Как-то я рассказывал про разные типы сознания, которые обнаруживал у себя. Первое изменение я заметил с осознанием возможности абстрактного мышления. Мне приходилось добираться в школу пешком довольно далеко, и вот в одну из таких дорог, я обратил внимание на то, что мыслю абстрагировано от ситуации. Наверняка и до того момента существовали эти дистанцированные акты мышления, просто я их не осознавал и они были достаточно малы во времени, так что сознание преимущественно работало как единый поток переработки поступающих от органов чувств информации, а тут я вдруг "поймал" себя на том, что продолжительное время размышляю о совершенно отвлеченной вещи. Дети в основном так и живут в потоке, их внимание реагирует на какой-то информационный поток, а остальное оказывается вне их внимания - легко заметить у детей до 2 лет, как они увлекаясь, допустим, за столом процессом орудования ложкой могут невзначай опрокинуть чашку с питьем - потому что попросту её не замечают, сконцентрировавшись на ложке. Затем ребенок расширяет свое внимание, и уже к 5 годам достаточно уверенно следит за массой потоков, становится более ловким, пока однажды не обнаруживает и возможность "запуска" внутренних информационных потоков - того самого абстрактного мышления - позволяющего оперировать информацией без глобальной привязки к окружающим его информационным потокам.
Лет в 27 я обнаружил еще один тип сознания - опять, кстати, во время прогулок (на этот раз я регулярно прогуливался до работы и обратно пешком, так как расстояние было приемлемым). Этот тип сознания отличается от двух предыдущих - этот слой похож на супервайзера процессов, этакий "взгляд сверху", так что я его окрестил надсознанием. Он позволяет одновременно как реагировать на потоки входящих данных, так и мыслить абстрагировано и при этом видеть всё это вкупе. Сам по себе этот слой пассивный, представляет из себя скорее наблюдателя, нежели деятеля, но позволяет эффективнее действовать двум другим, так как расширяется область обзора. Он не требует концентрации, скорее даже наоборот - фокус должен быть оторван от всех протекающих процессов и смещен на их наблюдение. При этом процессы не затухают, они происходят и дальше, и даже, как я говорил - эффективнее, но они не являются точкой сборки. Эмоции могут хлестать через край, в то же самое время могут течь размышления о чем-то, не связанным с текущей ситуацией, тело может вытворять что угодно, но НАД этим всем - спокойный взгляд наблюдателя. Любой процесс при этом может быть моментально изменен или прекращен, что сложно сделать, если вы сфокусированы на нем. Я называю это "нулевым сбросом" - то есть не требующим переходных моментов, так как, условно говоря, структурно существует надпространство, в котором находятся текущие процессы, и можно в нем делать всё, что угодно.
Мышление тоже претерпевает изменения, иногда мне становится сложно общаться, и я начинаю использовать междометия в речи, потому что вижу значительно больше, чем могу "пропихнуть" через вербальный канал, и само мышление становится "образным", "картины" (это не всегда визуальные картины) возникают в виде сложных переплетений информационных нитей - я в основном так это "представляю" - но эти нити ведут к множеству каналов, в том числе и чувственных, когда я ощущаю словно бы натяжение, вибрацию нити, или квазивизуальное впечатление - световой пульсации нити. К этому огромному конгломерату связей можно "подключиться" и видеть/чувствовать его жизнь. Впрочем, это не единственное представление происходящего, такое, скорее, происходит как погружение в потоки, картины абстрактного мышления тоже стали не вербальными, а "образными", решения вспыхивают как многомерные динамические фракталы. "Снимок" такого фрактала - это то, что я могу вербализовать, но фрактал постоянно изменяется и я, рассказывая что-либо, прекрасно сознаю, что я всего лишь выдаю статичную картинку и она никак не есть истина, невозможно зафиксировать решение раз и навсегда - всё постоянно изменяется, кроме того, вербализируя, мы неизменно вычленяем конкретный ракурс происходящего, но это не всё происходящее.
В этих картинах "Я" - такая же подвижная и неопределенная штуковина. Да, я болтаю тут что-то, делаю, но "Где Я" и "Что Я" в этой картине я не могу утверждать. Грубо говоря, я могу рвануть любую нить (вот те же эмоции) или переместиться по ней, обернувшись - могу обнаружить, что нити уже и нет. Эти точки действия - они и есть те самые вершины проявления Я, многочисленные проявления, можно концентрировать на узлах, подпитывая их вниманием - и в конечном итоге провалиться до детского полного увлечения потоком, можно напротив - растечься множеством точек, и множество это не ограничено. В конечном счете, вся эта масса нитей и есть "Я", просто сконцентрировавшееся в точке (точках) сознание воспринимает остальное - как внешнюю среду. Наконец, всё это клубящееся подвижное многообразие может быть сжато в одну точку, и эта точка в своей единственности, останавливает процессы, потому что ничего больше не взаимодействует. И сознание осознает, что фактически оно и есть эта точка ВНУТРИ которой можно представить фракталы и нити, а можно и не представлять.
Но и сама точка - условность.
...надо было это в раздел "Коротких рассказов" запостить : )